Маркировка обуви
С начала июля 2020 года, продаже подлежит та обувь, которая имеет цифровую маркировку. Представители оптовой и розничной торговли обязательно должны учесть новые условия, в противном случае им грозит штраф. Чтобы этого избежать, следует более детально изучить все нюансы маркировки обуви.
Маркировка спецобуви – как применять покупателю?
Специальной называют обувь, которая предназначена для защиты ног от разного рода травм. Процесс маркировки спецобуви включает всех участников оборота, а именно:
- производителей;
- импортеров обуви;
- оптовиков;
- организации розничной торговли.
Маркировка обуви включает ряд бизнес-процессов, для автоматизации которых необходимо комплексное решение.
Понятие «маркировка» предусматривает наличие определенного знака, обозначающего характеристики и прочие данные о продукте и его производстве. Сам QR-код обязан корректно отображаться на самой обуви, а вся информация о продукте вносится и отображается в общем реестре маркировочной продукции. Для этого используется специальный код datamatrix, который зашифровывает сведения. Помимо этого, существует код защиты, контролирующий подлинность продукции. Распознавание кодировки datamatrix осуществляется посредством штрих-кодов в формате 2D.
Изначально импортер или компания-изготовитель должен направить запрос в ЦРПТ на создание кодов. Готовый код отправляется заявителю, все сопутствующие данные передаются с использованием криптографии. Сам код datamatrix можно наносить на упаковку, ярлык или же обувь.
Продукцию, которая изготавливается в России, нужно маркировать непосредственно на производстве. Если товар изготовлен за границей, вся необходимая процедура проводится еще до его ввоза на территорию РФ. В ходе производственного процесса код нужно наносить на каждую товарную единицу, после чего она может запускаться в оборот.
Продажа и списание товара с кодом обязательно должны сопровождаться его сканированием специальными сканерами, после чего информация о продукции отправляется в базу данных.
Сам потребитель имеет возможность еще перед покупкой ознакомиться с характеристиками товара и его производителем, путем сканирования кода через специальное приложение. Повторное использование кода после покупки полностью исключено.
Маркировка спецобуви с 2019 года осуществляется на следующих видах обуви:
- кожаная;
- из полимерных материалов;
- валянная.
Не входящая в этот перечень продукция также подлежит обязательному чипированию.
Маркировка спецобуви ГОСТ
Прежде, чем приобрести ту или иную модель, потребитель имеет право убедиться в ее качестве, а также удовлетворяет ли она требования современных стандартов качества и безопасности. Маркировка специальной обуви позволит узнать, какие изделия целесообразно будет приобрести для экипировки персонала в определенных условиях труда.
Ниже мы приведем информацию о цикле стандартов EN ISO. Именно он трактует способы тестирования продукции и содержит три разновидности стандартов:
- EN-345 (EN ISO 20345) – устанавливает нормы соответствия профильной спецобуви. Обувь с маркировкой S отличается надежной протекцией травм, возможны при работе в промышленной сфере. Модели для профессионального применения выдерживают механические нагрузки до 200 Дж.
- EN-347 (EN ISO 20347) – маркировка О. Включает не только основные, но и дополнительные нормы, выдвигаемые к спецобуви рабочих.
- EN-346 (EN ISO 20346) – маркировка Р. Представляет ряд норм, выдвигаемых к защитной обуви, предназначенной для эксплуатации в рабочей зоне. Предельная ударная нагрузка, которую выдерживает данный тип обуви, составляет 100 Дж.
Все вышеперечисленные стандарты предусматривают тестирование на соответствие ряда конкретных требований. Если обувь проходит все испытания, она получает подтверждение соответствия конкретному стандарту в виде маркировки с определенным символом.
Маркировка обуви по защитным свойствам существенно облегчит процесс выбора изделий в зависимости от сферы деятельности организации.
Место нанесения кода указывается в нормативных документах на то или иное изделие. Маркировка должна содержать все характеристики обуви и предоставлять возможность осуществлять однозначную идентификацию. Сведения о товаре включают:
- название производителя (если есть товарный знак, отображается и он);
- полный юридический адрес местонахождения производителя;
- размер обуви;
- дата изготовления товара;
- особенности эксплуатации (нанесенный код должен быть четким, и не должен стираться на протяжении всего срока эксплуатации обуви).
Все операции с обувью отображаются в электронном документообороте и фиксируются в системе «Честный знак». Теперь розничные торговые точки должны принимать и продавать только маркированную продукцию. Процесс приема товара должен сопровождаться УПД (электронным универсальным передаточным документом).
Повлияет ли маркировка на стоимость обуви в 2020 году?
Поскольку маркировка предусматривает покупку QR-кодов и их нанесение, использование специальных сканеров, то себестоимость товара, безусловно, возрастет. Бизнес-процессы компании подвергнуться изменениям. Потребуется время и средства на обучение персонала, обновление оборудования, интегрирование нового программного обеспечения. Однако есть и свои плюсы. Новые правила позволят более качественно отслеживать продажи и оптимизировать бизнес. К тому же, на рынке станет меньше контрафакта. Маркировка сможет решить вопрос, касающийся уклонения от налогов и дорожных сборов, а сами покупатели всегда будут знать, что качество товара соответствует заявленному.
Сегодня большая часть производителей и поставщиков полностью готовы к маркировке и уже наносят ее. Они уже прошли регистрацию в системе «Честный знак» и запаслись всем необходимым оснащением. С 1 июля 2020 года приобретение и реализация обуви осуществляются только между организациями, которые прошли регистрацию.
Стоит отметить, что все нововведения не повлияют на деятельность конечного потребителя, поскольку выводить из оборота товар будет только торговая компания.