Россия намерена распространить практику обязательной маркировки товара на страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Рамочное соглашение об этом вступило в силу еще в конце марта. Однако Казахстан, входящий в союз, нововведение не приветствует, пишет издание Exclusive.
«Контрольно-идентификационные знаки, которые в скором времени будут наноситься на каждую единицу товара, повлияют не только на его стоимость. Они станут преградой при выходе экспорта за пределы Казахстана и наоборот», – считает исполнительный директор Ассоциации прямых продаж Казахстана Анастасия Калашникова.
«То, что нам предлагается, – это не та классическая маркировка: название товара, место производства, дата изготовления и так далее, – говорит она. – Здесь добавляется еще контрольно-идентификационный знак (КИЗ) в виде машиночитаемого символа. Инициаторы маркировки заявляют, что это будет очень полезно для нашего потребителя. Оградит, мол, его от подделки. Вроде бы замечательная идея. Но стоимость контрольно-идентификационного знака мы должны будем оплачивать оператору – какой-то частной организации, которая будет создавать этот массив, а затем хранить коды».
По мнению Калашниковой, маркировка ударит по всем казахстанским производителям. Вместо того, чтобы вкладываться в качества товара, им придется покупать дорогостоящее оборудование для нанесения КИЗ на упаковку, а предприятия торговли и логистики не смогут работать без сканеров для считывания кодов. Но больше всего пострадают потребители: именно они будут платить за новации.
По подсчетам инициативной группы, куда входит и ассоциация, на КИЗ только по 7 позициям казахстанцы заплатят около 19 млрд тенге за год. Для сравнения: сумма налога на землю со всего Казахстана за то же время – около 17 млрд тенге.
К 2024 году Россия планирует нанести маркировку фактически на все свои товары. «Это будет ограничивать нашего производителя: мы можем ввозить их товар в Казахстан, но не сможем экспортировать в Россию. Тем самым основная цель, поставленная ЕАЭС – легкое хождение товаров через границу, – будет нарушена», – уверена эксперт.
По словам Анастасии Калашниковой, при организации маркировки срабатывает принцип: чем больше компания, тем дешевле на единицу произведенного товара ей будет обходиться организация всего процесса. «То есть под удар опять подпадает наш малый бизнес, который мы очень стремимся развивать, чтобы сделать экономику устойчивой и менее зависимой от сырьевого экспорта», – считает исполнительный директор Ассоциации прямых продаж Казахстана.