Снижение темпов строительства, вызванное пандемией коронавируса, серьезно повлияло на рынок спецодежды для строителей: в отдельные периоды спрос падал до нуля, однако сейчас он начинает восстанавливаться. Вместе с тем нерешенной остается проблема качества спецодежды: заказчики часто выбирают самый дешевый вариант, минимально соответствующий нормативам. Такие выводы делает издание «Коммерсант – Санкт-Петербург», изучившее ситуацию в отрасли.
Рынок спецодежды в России сегодня оценивается примерно в 180 млрд руб., что позволяет страну включить в мировой топ-5 по этому показателю, считает аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов. Причину он видит в специфике законодательства: спецодежда обязательна во многих отраслях и ее обновление регулируется государством. По словам Емельянова, примерно половину рынка составляют госзакупки, то есть на гражданские отрасли приходится около 90 млрд руб. «Доля строительства в общем производстве, то есть среди отраслей, где в принципе требуется спецодежда, сейчас составляет примерно 10%, то есть конкретно в строительстве этот сегмент имеет оборот порядка 9 млрд в год», – объясняет эксперт.
Доля импортной спецодежды в последние годы постоянно сокращалась: если десять лет назад ее было около 15%, то сейчас – около 1%. «Последние пять лет государство проводило политику импортозамещения в легкой промышленности: вводило ограничения для иностранных производителей и расширяло закупки отечественной продукции. Это сказалось и на спецодежде. Сейчас на рынке практически не осталось западных брендов. Из иностранной продукции доминируют Китай и Белоруссия», – считает Емельянов.
По мнению президента Ассоциации СИЗ Владимира Котова, рынок потребителей спецодежды для строителей можно разделить на три основных сегмента: инжиниринговые и инфраструктурные компании, компании по строительству жилья, которые зачастую являются девелоперами и привлекают ряд субподрядчиков для выполнения работ, а также дорожное строительство. «Разница между ними состоит в объеме заказов и стоимости товаров и услуг. Важнейшими параметрами для обоих направлений является скорость поставки и низкая цена – особенно для второго сегмента», – говорит эксперт.
Динамика спроса на строительную спецодежду коррелирует с темпами строительства, считает бренд-менеджер компании «Этна» Павел Стародубовский. «Например, в секторе строительства жилья еще с прошлого года наблюдается снижение объемов ввода в связи с переходом в июле прошлого года на работу по счетам эскроу. Соответственно, падает и спрос на спецодежду», – объясняет он. Гендиректор АО ТД «Восток-Сервис» Санкт-Петербург Владимир Максымив, в свою очередь, тоже замечает, что с начала года спрос на спецодежду существенно сократился. «Часть предприятий отменила заказы. Те, кто работает, сократили бюджеты. В процентах сказать сложно. В апреле падение в целом на рынке достигало 50%», – рассказал Максымив. Павел Стародубовский соглашается с коллегой, уточняя, что в начале года и во время пандемии спрос на строительную спецодежду был практически нулевым, сейчас же все отрасли возвращаются к привычному ритму работы и, соответственно, возобновляются закупки спецодежды, спецобуви и СИЗ .
По данным главы отдела развития ассортимента «ВсеИнструменты.ру» Артема Фазил-Заде, продажи спецодежды для строительства по итогам I полугодия 2020-го в годовом отношении заметно выросли: рабочих жилетов – на 103%, касок, защитных очков и строительных перчаток – на 52% в каждом сегменте.«Вероятно, пандемия сильно повлияла на сроки сдачи объектов. Сейчас многие строительные компании пытаются наверстать упущенное – появляются срочные запросы на закупку СИЗ», – поясняет Стародубовский.
По мнению Котова, особенностью рынка спецодежды для строителей является низкая стоимость рабочей силы, из-за чего компании мало тратят на защиту в пересчете на одного человека в сравнении с нефтегазовой, энергетической и металлургической отраслями. Стародубовский замечает, что строительные компании предпочитают нанимать выходцев из стран СНГ на работу вахтовым методом. «Такой подход предполагает короткие сроки использования спецодежды. Работодатель не заинтересован в качестве и износостойкости, стремится найти самый дешевый вариант на рынке, минимально соответствующий нормативам. Рабочие вынуждены ходить в неудобной и низкокачественной, не подходящей для климатических условий одежде», – сетует он. В таких условиях сегмент строительной спецодежды не развивается, производители не заинтересованы в том, что инвестировать в разработку новых материалов, резюмирует эксперт.