Издание Forbes Russia опубликовало материал о средствах индивидуальной защиты (СИЗ), подготовленный при участии трех экспертов – шеф-редактора Гетсиз.ру Евгения Шувaлова, президента Ассоциации разработчиков, изготовителей и поставщиков СИЗ (АСИЗ) Владимира Котова и генерального директора компании «Союзспецодежда» Юрия Гамшеева. Мы размещаем краткую версию статьи.
Российский рынок спецодежды и СИЗ за пять лет вырос на 80% – с 0,65 млрд до 1,16 млрд изделий. В этом году, по данным АСИЗ, расходы на спецодежду, обувь и СИЗ составят около 190 млрд руб. без учета силовых структур, домохозяйств и медучреждений.
Влияние пандемии
В начале пандемии объемы продаж упали у всех – многие предприятия не работали, закрыли и строительные площадки (застройщики – главные покупатели в отрасли). Благодаря усилиям ассоциации спецодежду и СИЗ признали изделиями первой необходимости, их производство не прерывалось. «Продажи перчаток, защитных очков и респираторов взлетели в десятки раз», – замечает Владимир Котов. Производители увеличили мощности и работали в режиме 24/7, подтверждает Евгений Шувалов. Например, питерский «Респираторный комплекс» в 2020 году выпустил 50 млн респираторов против 20 млн в 2019-м.
Как отмечает Шувалов, в 2020 году снова оказались востребованы навыки, которые были нужны 30 лет назад в годы зарождения рынка – умение быстро принимать решения и действовать в кризисной ситуации, креативность. «Когда объявили нерабочие дни, я прямо физически почувствовал, как включились те самые компетенции», – рассказывает Юрий Гамшеев. Его компания расширила штат своего интернет-магазина, сейчас на онлайн-продажи приходится 30% счетов. Спецодежда и СИЗ появились в популярных интернет-магазинах и маркетплейсах.
Культура безопасности
По данным Гетсиз.ру, расходы российских работодателей на спецодежду и СИЗ в среднем составляют 0,3% от общих трат, у добывающих компании – около 1%, однако культура «осознанной безопасности» заметно выросла. «После введения санкций начался процесс импортозамещения, работодатели стали конкурировать за специалистов рабочих профессий. И – что естественно – рабочие теперь требуют более комфортных условий труда», – говорит Гамшеев. По его словам, на одежде тоже перестали экономить: компании покупают для рабочих костюмы европейских марок наподобие финской Dimex или норвежской Неllу Наnsen. Сотрудникам все чаще предлагают самим выбирать экипировку: дают респираторы нескольких брендов и покупают те, что им понравились. «Если сотрудники не сами выбрали каску или очки, то будут постоянно их снимать. Как результат – рост профзаболеваний и травм», – объясняет Шувалов.
В России также вводят нормы, которые увеличивают ответственность работодателей за травматизм. В 2022 году вступит в силу новая редакция Трудового кодекса, и больше всего изменений – в разделе охраны труда. «Мы ждем введения единых типовых норм и рекомендаций по всем профессиям о базовом наборе СИЗ, который надо закупать», – говорит Котов. Если раньше в нормах упоминалось более 2 тыс. профессий, то в новом списке их более 5 тыс.
Тренды
Спецодежда уже многое позаимствовала у моделей для спорта и активного отдыха, отмечают эксперты. В Европе маляры работают в модных худи. Скоро этот тренд дойдет и до нас. Другая тенденция – спецодежда становится многофункциональной. Покупатели хотят, чтобы она была комфортной и легкой, при этом защищала от воды, холода и других факторов.
На рынке уже начали появляться умные СИЗ, в ближайшие три года одежда со smart-технологиями станет такой же обыденностью, как мобильный телефон, говорит Шувалов. В каску, ботинки или очки встраивают цифровые метки, и рабочий не сможет попасть на работу, пока их не наденет. Хорошей защитой от мышечных травм, распространенных на производстве, могут статьи экзоскелеты. Но пока такие СИЗ – экспериментальная история: продвигать их сложно из-за высокой цены.