Директор Департамента условий и охраны труда Минтруда Валерий Корж пообещал постепенный переход на новый порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты. Чиновник заверил, что проект концепции, подразумевающеей отмену типовых норм в их нынешнем виде, будет вынесен на обсуждение профессионального сообщества и скорректирован с учетом результатов дискуссии.
Успокоительные для отрасли новости прозвучали на Деловом завтраке, организованном Ассоциацией разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты (Ассоциация «СИЗ»). В этом материале приведем самые значимые заявления главы департамента, высказанные во время встречи.
ОБ ОТМЕНЕ ТИПОВЫХ НОРМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИЗ
Совершенно очевидно, что средства индивидуальной защиты защищают не профессию. Они защищают от определенных вредных факторов и опасностей, причем опасностей не только связанных с технологией, с производством, но и связанных с внешними климатическими факторами, с загрязнениями и так далее. Поэтому действительно в Трудовом кодексе не будет детально прописана конструкция типовых норм. В кодексе будет, как мы сейчас предлагаем, конструкция, которая будет называться Единые типовые нормы обеспечения… Это должны быть типовые нормы или примерные нормы. Разница в том, что типовые жестче и, как правило, от них (движение – прим. ред.) вверх. А примерные – это движение может быть как вверх, так и вниз, уже с учетом конкретной специфики… Мы пока не возражаем ни против одного, ни против другого варианта. Хотим послушать мнение сообщества, обсудив всесторонне эту проблему.
О РЕГУЛИРУЮЩЕМ ДОКУМЕНТЕ
Конструкция будет состоять из четырех разделов: факторы, опасности, климат и загрязнения. Мы предполагаем в качестве подзаконного акта к новой версии 10-го раздела Трудового кодекса сделать единый документ, который будет содержать нормы, порядок… На наш взгляд, это технологично, и работодателю проще работать с единым документом, чем с их многообразием.
О СРОКАХ ПОЯВЛЕНИЯ НОВОЙ КОНЦЕПЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИЗ
Некий проект, заготовка у нас в министерстве имеется, но она еще не готова для того, чтобы ее не стыдно было показать в публичном пространстве. Это, наверное, сюжет I–II квартала следующего года.
Я не готов к концу года представить проект готового документа, потому что над ним нам с вами нужно будет поработать. Концепция будет какой-то пример, какие-то шаблоны, как-то в графической форме предложения – мы готовы показать на БиОТе (выставка «Безопасность и охрана труда», пройдет в Москве 12-15 декабря – прим. редакции).
О ВНЕДРЕНИИ НОВОЙ КОНЦЕПЦИИ
Конечно, это будет введено не одномоментно. Мы пока закладываем в законопроект норму 31 декабря 2023 года. До этого работодатель вправе использовать как существующие изданные типовые отраслевые нормы, так и новый документ. Даем еще пять лет переходного периода.
О ПОСЫЛЕ НОВОЙ КОНЦЕПЦИИ
Общий посыл: и работодатель и работник должны взрослеть. Парадигма взрослый-ребенок, когда я должен упаковать его полностью, одеть с ног до головы – это, конечно, хорошо, но хорошо в сытой финансовой ситуации. Мы не ждем, – во всяком случае за этим надо будет следить и обсуждать, – резкого снижения объемов выдаваемых СИЗ. Ровно об этом нас предупреждали, когда мы вводили спецоценку, что сейчас одномоментно работодатели всех лишат гарантий, компенсаций, все будут работать по 12 часов. Прошло четыре, три года. Ничего этого не произошло, количество вредников сокращается по полпроцента в год.
Типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты в нынешнем виде перестанут существовать
О ПРИЧИНЕ ИЗМЕНЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИЗ
Мы глобально начинаем путь в направлении перехода на оценку опасности управления рисками. …А это все кирпичики. Там не только сюжеты, связанные со средствами защиты. Там и совершенно очевидные: запрет на работу в опасных условиях труда 4 класса – это прямо прописано. Масса ещё таких, на первый взгляд технологичных, но на самом деле достаточно значимых новелл. И отсюда проистекает необходимость и возможность перехода к другой модели обеспечения СИЗ. Плюс к этому сформировался запрос у потребителей на некую модернизацию этой модели. На самом деле работодатели даже сами предлагают в рамках своих корпоративных норм и в рамках отработки типовых отраслевых норм подходы, уже более близкие к нашему.
О ПЕРЕХОДЕ ОТ СПИСКА ПРОФЕССИЙ К ВРЕДНЫМ И ОПАСНЫМ ФАКТОРАМ
Подразумевается постепенный уход от конкретных профессий, видов работ к факторам и так далее. Нигде не написано, что типовые отраслевые нормы должны строиться по списочному или профессиональному принципу. Обязанности нет! Есть сложившаяся некая правовая традиция. Собственно говоря, мы от нее далеко не уходим, и я не исключаю, что и в новом варианте будут прямые ссылки на какие-то уникальные профессии, которые нам не удастся упаковать в общую модель.
О ПРОДЛЕНИИ СРОКОВ ЭКСПЛУАТАЦИИ СИЗ КОМИССИЯМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
Это будет первая норма, которую мы «убьем». Извините, работодатели, – поставщики меня наверно поддержат, – это бред. Какая комиссия решает вопрос о продлении чего-то? Производитель установил, засертифицировал. Все, вопросов нет. Какие могут быть проблемы, у нас по техрегламенту все на маркировке? Кто устанавливает срок эксплуатации, срок годности? Точно не комиссия. .. Есть документации изготовителя, есть срок годности, срок эксплуатации, срок носки.
О ВОЗМОЖНОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАБОТОДАТЕЛЯМИ СРОКОВ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ СИЗ
Возможен компромисс, я ж не сказал, что это отлито в бронзе. Наверное, может быть как промежуточный компромиссный вариант и сепарация видов СИЗ на те, которые могут быть продлены и не могут. Но я что боюсь, – вы в Москве это понимаете, а где-нибудь на далеком полустанке ваш рабочий никогда не получит новый замечательный оранжевый жилет. Есть такой риск, главное соблюсти баланс.
О ВОЗМОЖНОМ УСИЛЕНИИ РОЛИ РАБОТНИКОВ В ВЫБОРЕ КОНКРЕТНЫХ СИЗ
Если мы идем в современную систему управления, там принцип безопасности начинается с работника, принцип «не проходи мимо» действует в той или иной правовой конструкции. Мы тоже вводим обязанность работника этими вопросами заниматься в рамках функционала на своем рабочем месте, не вообще. Вопрос небанальный, тут можно, конечно, но всегда существует риск злоупотребления… Это ящик Пандоры, очень аккуратно нужно относится к этому моменту.
О КОНТРОЛЕ КАЧЕСТВА СИЗ СО СТОРОНЫ МИНТРУДА
СИЗ – ему соответствующий орган выдал сертификат либо одобрил декларацию. Да, есть минимальные требования, есть high–класс. И то, и другое имеет право на жизнь на рынке. Условно говоря, можно купить очень дешево, но этого понадобится много. Либо можно купить качественное, и это будет служить дольше. Это экономика предприятия… А контроль – вот если инспектор увидит изделие с сертификатом, и сертификат неподдельный, потому что поддельный сертификат это уже не Минтруд, это уже правоохранительные органы …, то он не проверяет качество. Если это контрафакт – соответствующие органы, если это поддельные сертификаты – соответствующие органы, а если это легитимные изделия – только пропаганда, только убеждение, расчеты. Тут каких то путей нормативных, властных вряд ли существует много.
_____________
Ассоциация разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты (Ассоциация «СИЗ») учреждена в 2001 году. На сегодняшний день челнами Ассоциции «СИЗ» являются более восьмидесяти российских и зарубежных компаний — производителей и поставщиков средств индивидуальной защиты.
Целями Ассоциации являются в том числе — взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и участие в разработке нормативных актов и документов по социальной политике.