В России назревает очередная революция. На этот раз она не связана со сменой государственного строя, но жизнь российских предприятий во многом изменит. Речь идет о новой концепции обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ). По замыслу Минтруда, инициировавшего изменения, привычные нормы выдачи СИЗ уйдут в прошлое. Обеспечивать сотрудников средствами защиты предприятиям придется на основе оценки производственных рисков.
История вопроса
Нормы выдачи спецодежды в России ввели без малого 100 лет назад, в 1926 году. Времена были тяжелые, и чтобы обеспечить людей элементарной рабочей одеждой и обувью, ресурсы приходилось делить поровну на всех. Так государство обеспечивало необходимый минимум защиты рабочих. Постепенно появлялись новые виды СИЗ, корректировались нормы их выдачи, но в целом система оставалась неизменной. Отраслевые нормы сохранились после появления в стране частного бизнеса в 90-ых годах. Актуальны они и сегодня.
Что получали рабочие по нормам выдачи спецодежды в 1926 году?
Как сейчас
Действующий порядок обеспечения СИЗ определяют несколько законов, основной из которых Трудовой кодекс. Законодательство устанавливает типовые нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, четко регламентируя представителям каких профессий и каких производств какие средства защиты положены. Проще говоря, определив профессию и отрасль, например сварщик в судостроении, с помощью типовых норм можно выяснить какие именно СИЗ необходимо выдать рабочему.
Что изменится
Минтруд планирует, что обеспечение СИЗ будет происходить на основании оценки рисков, проведение которой поручат аккредитованным экспертным организациям. Порядок, по которому предполагается оцениваться риски, пока не установлен. Возможно, для этого задействуют специальную оценку условий труда (СОУТ), по итогам которой будут определены конкретные вредные и/или опасные производственные факторы, и, соответственно, средства защиты. В подобном случае типовые нормы в нынешнем своем виде не понадобятся. Вместо них появятся некие усредненные. Что это означает? Действующие нормы СИЗ прописаны очень подробно, в каждой отрасли промышленности для нескольких тысяч профессий. В списке усредненных останется всего 200-300 профессий.
Ожидается, что новый порядок будет утвержден уже в начале следующего года. Длительность переходного периода пока не известна.
Зарубежный опыт
Риск-ориентированный подход в Минтруде называют прогрессивным. Действительно, его используют в развитых экономиках и вполне эффективно, к примеру, в Германии, где при 41 млн работающих объем рынка средств индивидуальной защиты — 3 млрд евро. В России, где общее число трудящихся превышает 71 млн человек, – чуть более 2 млрд евро.
Сработает ли новая система у нас? Стоит ли отказаться от норм выдачи в пользу риск-ориентированного подхода?
Мнения участников рынка
— У работодателя должны быть понятные инструкции по обеспечению работников СИЗ.
Вопрос о том, что Типовые нормы должны быть другими, более удобным и гибким документом, стоит давно. Весь вопрос в реализации этой идеи, полагает генеральный директор СРО Ассоциация разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты (Ассоциация «СИЗ»), эксперт Торгово-промышленной палаты Игорь Рогожин. В своей статье на Гетсиз.ру он подчеркивал, что любые преобразования, особенно касающиеся миллионов человек, должны готовиться «взвешенно и всесторонне». Введение нового подхода требует подзаконных актов, правил обеспечения работников СИЗ, выработки критериев выбора СИЗ для конкретных предприятий, определения процедуры – кто и как будет формировать перечень СИЗ, необходимых для персонала данного предприятия.
Игорь Рогожин: Что вместо Типовых норм?
«В любом случае у работодателя должны быть понятные инструкции по обеспечению работников СИЗ, – отмечает Рогожин. – Каким должен быть это документ? Это вопрос, на который надо найти ответ и провести плавный, в течение нескольких лет, переход на новый порядок обеспечения работающих СИЗ с обязательным опробированием нового подхода на различных предприятиях, отраслях, регионах».
— Я не верю, что можно сделать хороший документ без участия профессионального сообщества.
Коллега Рогожина по Ассоциации «СИЗ» Евгений Шувалов к инициативе Минтруда относится неоднозначно. «Идея сама по себе отличная. Мне она нравится, но есть наши российские реалии. У меня переход на риск-ориентированный подход вызывает много вопросов. И я не верю, что можно сделать хороший документ без участия профессионального сообщества», – сообщил Шувалов Гетсиз.ру.
Эксперт считает, что для безболезненного перехода на новую систему необходимо соблюсти несколько условий:
- привлечь к разработке закона представителей рынка – как производителей СИЗ, так и конечных потребителей;
- прописать четкий механизм перехода на новую систему и установить переходный период длительностью минимум 5 лет, в течение которого будут действовать и нормы выдачи и оценка рисков;
- провести стресс-тесты, то есть до широкого внедрения риск-ориентированного подхода проверить его работоспособность на нескольких предприятиях;
- подготовить и отладить систему проведения риск-ориентированного аудита.
— Совершенно непонятно, как будет работать новый механизм.
Скептически оценивают нововведение и производители средств защиты. «Совершенно непонятно, как будет работать новый механизм. Интуитивно и старые нормы выдачи делались с учетом рисков, – рассказал нашему изданию генеральный директор ООО «УВЕКС СПР» Лев Шапиро. – Считаю правильным сделать тестовую оценку на примере каких-то ТОНов (ТОН – типовые отраслевые нормы – прим. ред.) и сравнить результат оценки со «старыми» нормами. Если выдача уменьшится, это ударит и по безопасности работ, и по финансам предприятия, поскольку то, что необходимо по практике все равно будут покупать, но из чистой прибыли».
По мнению Льва Шапиро, обеспечение рабочих СИЗ по методу оценки рисков представляется менее гибким, чем существующий. «Пример: рабочий «Х» по ТОН обязан получать один костюм, одни ботинки и одни перчатки; при изменении технологии, оборудования, санитарных норм и т.п. возникает необходимость добавить наушники и перчатки. По старому методу возможно пересмотреть нормы, по новому – только изменить степень риска с допустимого на повышенный с соответствующим полным изменением номенклатуры, – рассказывает представитель бизнеса. – Надеюсь, что бюрократические процедуры не позволят наломать дров».
— В данном вопросе нужен гибкий подход с обозначением переходного периода
Важным и нужным шагом назвал движение в сторону риск-ориентированного подхода генеральный директор «Центра изучения и оценки юридических и экономических проблем системы промышленной безопасности и охраны труда» Антон Швед. Однако, по его мнению, при смене подходов необходимо исключить возможность злоупотребления результатами оценки риска со стороны работодателей, желающих сэкономить на приобретении СИЗ. «По оценке нашей компании, только в 50% случаев у крупных работодателей обеспечение происходит в соответствии с требованиями законодательства, в среднем и малом бизнесе ситуация гораздо хуже, – говорит Швед.
– Также нужно учитывать, что на большинстве предприятий РФ присутствует преимущественно «ручной труд», модернизация производства происходит малыми темпами, как следствие не происходит снижения как производственных, так и профессиональных рисков».
По словам эксперта, «на основании анализа производственного травматизма можно сделать вывод, что культура российских производств не направлена на применение превентивных мер безопасности, а используются и исключительно реактивные меры». Кроме того, Швед, как и другие и опрошенные Гетсиз.ру, считает, что при переходе на риск-ориентированный подход «нужен гибкий подход с обозначением переходного периода, с учетом необходимого изменения законодательства и нормативной базы в области обеспечения СИЗ».
Предстоит разговор
Подытожим: возможное изменение порядка обеспечения СИЗ вызывают у рынка множество вопросов. И ответы на них могут дать только чиновники, разрабатывающие новый закон. Через несколько дней, 28 сентября, Ассоциация «СИЗ» организует деловой завтрак, на котором планируется обсудить реформирование концепции обеспечения средствами индивидуальной защиты. На встрече очень ждут представителей Минтруда, особенно директора Департамента условий и охраны труда ведомства Валерия Коржа. Об итогах дискуссии мы непременно расскажем в следующих публикациях.