Температурные рекорды минувшего лета, возвращение климатического феномена Эль-Ниньо и глобальное потепление заметно повысило интерес к технологиям персонального охлаждения. Их рынок стремительно растет – компании сообщают о трехкратном росте продаж за последние 2-3 года, а эксперты прогнозируют рост с $5,8 млрд в 2022 году до $8,3 млрд в 2030-м, пишет «Коммерсант».
По данным Всемирной метеорологической организации (ВМО), начало июля стало самым жарким за всю историю наблюдений. 7 июля зафиксирован новый температурный рекорд: средняя мировая температура достигла 17,24°C, что на 0,3°C выше прежнего, установленного в августе 2016-го. В целом, как показал анализ ВМО, последние восемь лет (2015-2022) были самыми теплыми в истории. Неудивительно, что в такой ситуации наблюдается растущий спрос не только на системы кондиционирования в помещениях, но и на технологии персонального охлаждения, отмечает издание. В первую очередь это относится к тем, кто работает на улице – cтроителям, фермерам, лесорубам, курьерам и т. д. Так технологический стартап TechNiche, выпускающий охлаждающие рабочие жилеты, обеспечил ими 150 тыс. строителей объектов Чемпионата по футболу 2022 года в Катаре.
Охлаждающие рабочие жилеты работают примерно по одной схеме: в жилет вставляются пластины/тонкие резервуары с заранее охлажденным или замороженным гелем или водой. Через несколько часов пластины меняют на новые. По оценкам Verified Market Research, мировой рынок охлаждающих жилетов в 2021 году достиг $410 млн, а к 2030 году вырастет до $625 млн.
Бурное развитие переживают и технологии, связанные с «дышащими» тканями, уже хорошо известными тем, кто занимается спортом. Сегодня «дышащая» одежда появляется и в ассортименте производителей обычной. По подсчетам Fortune Business Insights, в 2021 году мировой рынок охлаждающих тканей оценивался в $1,9 млрд, а к 2028 году достигнет $2,7 млрд – среднегодовой рост составит 4,5%.В интервью управляющий директор стартапа TechNiche Джеймс Рассел заявил, что сейчас существуют инновационные фиброволокна, позволяющие снизить ощущаемую температуру на 15°С. Сейчас компания разрабатывает спецодежду со встроенными сенсорами, которые позволяют отслеживать температуру и влажность поверхности тела, чтобы в случае необходимости (перегрева или переохлаждения) отправлять сигнал тревоги в службу спасения.
Одновременно ведущие мировые производители бытовой техники все активнее разрабатывают носимые устройства для охлаждения. По оценкам Zion Market Research, мировой рынок портативных охлаждающих устройств в 2022 году оценивался в $5,8 млрд, а к 2030 году вырастет до $8,3 млрд. Производством подобных устройств занимаются LG, Dyson, De Longhi, Panasonic, Fujitsu, Mitsubishi и Haier. Например, компания Sony выпускает компактное устройство Reon Pocket весом всего около 90 г и размером с половину смартфона. Устройство крепится на нижнюю часть шеи и верхнюю часть спины, и, по словам испытателей, охлаждает тело владельца «подобно кубику льда». Режим работы и температура регулируется через приложение на смартфоне.
В прошлом году исследователи Стэнфордского университета вывели на рынок компактное охлаждающее устройство CoolMitt, которое представляет собой термос, соединенный с особой терморукавицей. В термос заливается холодная вода или вода со льдом, через трубку холодная вода передается в микротрубки внутри рукавицы. Авторы заявляют, что термос способен удерживать температуру до восьми часов, в течение которых владелец может в любой момент охладиться, поместив руку в прохладную варежку. Отмечается, что устройство может пригодиться туристам на привале, спортсменам, пожарным или всем, у кого дома нет кондиционера или вентилятора.