Импорт обуви и верхней одежды в Россию в III квартале 2023 года резко вырос – на 47% (106,5 млн пар) и 38% (21,7 млн штук) соответственно по сравнению с аналогичным периодом 2022-го. Это следует из данных оператора маркировки Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), пишут «Известия». В итоге доля иностранных товаров на рынке составила большую часть: 56% в случае обуви и 55% – одежды.
Столь резкие изменения объясняются адаптацией рынка к новым условиям, считает руководитель товарной группы «Легпром» ЦРПТ Анна Петрушина. «В 2022 году многие компании столкнулись с необходимостью пересматривать ассортимент, менять логистические цепочки. То есть привычные товары перестали поставляться стандартными способами и пришлось искать замену на других рынках либо рассматривать варианты с параллельным импортом», – отметила она. Сейчас изменения на рынке завершились, ниши ушедших из страны брендов замещены, считает эксперт.
В прошлом году Россия постоянно сталкивалась с санкционным давлением, все налаженные каналы поставки продукции разрушились и импорт резко сократился, напомнили в Национальном обувном союзе. Так, до начала 2022-го на поставки товаров из ЕС в Россию приходилось до 12% от общего объема обуви в РФ, но в этом году логистика перестроилась и адаптировалась. «В этом году ситуация выровнялась – например, отстроились новые каналы поставок. Более того, активность покупателей увеличилась, как и продажи товаров, импортеры также оживились. По нашим оценкам, большая часть отечественного рынка по-прежнему приходится на импорт из Китая, Европы, Вьетнама», – рассказали в организации.
Как пояснили в Ассоциации текстильщиков России, еще несколько лет назад до 70% рынка приходилось на импортную продукцию, сейчас ее объем ежегодно сокращается. Рост ввоза в натуральном выражении скорее свидетельствует о том, как быстро в РФ распространяется торговля на маркетплейсах, которые стали основным каналом сбыта для этой продукции, полагают в ассоциации.