Российские компании давно оценили преимущества аутсорсинга. Передача неосновных функций сторонним фирмам – аутсорсерам, позволяет сосредоточиться на бизнесе, не отвлекаясь на непрофильные дела, отнимающие массу сил и времени. Часто на аутсорсинг отдают юридические и бухгалтерские вопросы, реже – обеспечение спецодеждой и средствами защиты. Один из пионеров аутсорсинга СИЗ на российском рынке – компания «Техноавиа» – реализовала первый свой проект в этой области еще семь лет назад. Как сегодня обстоят дела с делегированием снабжения средствами защиты, Гетсиз.ру выяснял у руководителя отдела аутсорсинга и обеспечения средствами защиты ПВ ООО «Фирма «Техноавиа» Дениса Гусева.
Добрый день, Денис.
Здравствуйте.
Расскажите, пожалуйста, об аутсорсинге СИЗ. Как это работает?
Практика показывает, что правильно подобрать спецодежду, обувь, СИЗ (средства индивидуальной защиты – прим. ред.) и закупить их в нужном количестве – непростая задача для любого предприятия. Как компании определяют, чего и сколько нужно? Процесс выстраивается снизу вверх. Сначала кладовщик просматривает личные карточки работников, выписывает нормы и сроки выдачи СИЗ, подсчитывает потребность и составляет заявку. В худшем случае это происходит так: «Что мы заказывали в прошлом году? А, вот это, это и это. Ну, давайте таких размеров столько, таких столько». После информация передается в отдел МТО (материально-технического обеспечения – прим. ред.), менеджеры которого сводят данные отдельных подразделений в общую заявку. При этом складские остатки СИЗ учитываются далеко не всегда. Затем проводится закупка, продукция поступает на склад, и тут выясняется, что часть купленного уже неликвиды, этим никто не пользуется. Другая часть наоборот, выбирается, ее не хватает, поскольку прогноз по размерам и характеристикам делался наугад. Избежать этих проблем можно, передав обеспечение средствами защиты на аутсорсинг компании «Техноавиа». Мы возьмем на себя расчет потребности, учет, выдачу и хранение СИЗ. А главное, предприятие оплачивает продукцию только по факту получения СИЗ работником.
То есть вам достаточно знать, сколько человек в компании и что именно они делают?
Достаточно локальных норм предприятия, штатного расписания и информации о текущей ситуации с обеспечением СИЗ. Данные систематизируются с помощью нашего программного продукта, и на основании этого определяется, когда какому работнику что нужно выдать.
Кому в первую очередь интересна услуга? Большому, среднему, малому бизнесу?
Принято считать, что аутсорсинг работает только в компаниях с большим количеством персонала. На деле это не так. Реализовать проект можно на любой базе. Если это крупное предприятие, «Техноавиа» рекомендует организовать склады и пункты выдачи на его территории. Связано это в первую очередь с удобством для самих сотрудников. Если фирма небольшая, центрами выдачи становятся наши магазины. У «Техноавиа» есть проекты с компаниями в 50-60 человек. В таких случаях мы также ведем учет и планирование, разница лишь в том, что клиент получает одежду и СИЗ самостоятельно.
А каким отраслям?
Опять же неважно. «Техноавиа» готова организовать аутсорсинг независимо от специфики производства заказчика.
При аутсорсинге вещи клиент покупает или арендует?
Пока продукция хранится на складе, она находится в нашей собственности. После выдачи работнику, в конце отчетного периода предприятие ее покупает, аренда возможна, но только для спецодежды.
Аренда спецодежды — полезный сервис, о котором почти никто не знает. Егор Сафонов
Что касается стирки, ухода, утилизации спецодежды? Они входят в аутсорсинг?
Стирка, уход могут входить или не входить в комплекс услуг. Это дополнительный сервис, который предоставляется по желанию клиента. Аналогично с утилизацией: по окончании срока носки мы принимаем спецодежду на хранение и потом передаем подрядным организациям. Сами процедуру не проводим, но отношения с утилизирующей компанией остаются на нас. Стирку спецодежды мы, как правило, организуем своими силами, но возможны варианты и с привлечением подрядных организаций. Все зависит от объемов и местоположения заказчика. Подгонку и ремонт проводим самостоятельно.
То есть пакет услуг всякий раз формируется индивидуально?
Совершенно верно. Есть стандартный набор, это своевременное обеспечение средствами защиты плюс учет выдачи, хранение продукции и прогнозирование потребности. Концепция везде одинакова, но ни один проект не похож на другой. «Техноавиа» предлагает индивидуальные решения, выбор всегда за клиентом.
На аутсорсинг можно взять только продукцию собственного производства «Техноавиа»?
В услугу включены все продукты, по которым мы являемся дистрибьюторами. Например, есть позиции обуви, которые «Техноавиа» не производит. В этом случае поставляются модели других производителей.
Расскажите о других видах аутсорсинга.
Одна из возможных разновидностей – склад-магазин. В этом случае мы держим под клиента определенный складской запас, но формирует потребность и дает заявку сам заказчик. Мы не ведем учет и планирование, однако храним всю продукцию у себя. Товар зарезервирован под заказчика, и он выбирает его по мере потребности. Бывает, когда комбинируется аренда спецодежды с поставкой по другой продукции. Аренда выгодна в первую очередь предприятиям пищевой отрасли и медицины, где изделия должны стираться ежедневно, и компаниям с большой текучкой персонала.
На какой минимальный срок заключается договор аутсорсинга?
Обычно на три года. В первый в основном выдается продукция из запасов предприятия, во второй специалисты «Техноавиа» на основании анализа каждого цеха или участка подбирают оптимальные СИЗ для каждой профессии. Полностью почувствовать все плюсы аутсорсинга клиент может в течение третьего года.
Если в проект включена аренда спецодежды, то контракт обычно заключается на срок, кратный сроку использования комплектов. Например, если для рабочего арендуется два костюма ОПЗ (общепроизводственной защиты – прим. ред.) со сроком носки каждого 1 год, то общий срок носки составит 2 года, а срок контракта должен быть кратен двум, то есть 4 года или 6 лет.
Географически ограничена зона действия услуги?
Совершенно нет. У нас есть филиалы во многих городах страны и в ближнем зарубежье. Если филиала в регионе нет, мы все равно рассматриваем проект, если у клиента есть заинтересованность.
Какие компании пользуются аутсорсингом «Техноавиа»?
Заказчики из разных отраслей промышленности – нефтегазовой и авиационной, металлургической, нефтехимической, машиностроительной и т.д. Кстати, первый проект по аутсорсингу был запущен в 2011 году на «Северстали» по инициативе самой компании. Ее топ-менеджеры общаются с зарубежными партнерами, ездят на выставки, узнают о новых возможностях. Так было и с аутсорсингом. Заказчики выступили инициаторами, мы, оказав услугу, стали предлагать ее другим производителям. С группой «Северсталь» работаем до сих пор.
Аутсорсинг – это дорого?
Как правило, предприятия, которые задумываются об аутсорсинге, не ищут экономию, а настраивают процесс для удобства. И, конечно же, хотят оптимизировать складские запасы, чтобы минимизировать расходы. Мы не строим бизнес на аутсорсинге, мы выставляем услугу по себестоимости, при этом повышаем уровень сервиса.
Чем же это выгодно для «Техноавиа»?
Аутсорсинг позволяет нам, как производителям, планировать производство. Мы четко знаем, в какой момент какую продукцию необходимо выпустить. Даже когда клиент делает заказ в рамках выигранного тендера, он может что-то заказать, что-то не заказать, сегодня заказать половину спецификаций, завтра другую. Мы не знаем, когда это произойдет, а в рамках проекта аутсорсинга сами формируем потребность, видим, когда она возникнет, и тем самым планово загружаем свое производство.
Какой процент клиентов «Техноавиа» пользуется аутсорсингом?
Боюсь, даже одного процента нет на текущий момент. Клиентов у нас 50 тысяч, а проектов реализовано около 30. Не все готовы к этому, хотя прогресс определенно есть. Могу сказать, что все стабильно работающие компании, двигающие нашу экономику, сейчас находятся в активном обсуждении проектов аутсорсинга. Лишь дело времени, когда их руководство на это решится. Динамику хорошо видно на примере БиОТа (выставка «Безопасность и охрана труда» – прим ред.): в 2015 году было очень мало обращений, услугой практически не интересовались. В 2016-м интересующихся стало больше, в это время много проектов разрабатывалось и запускалось. В прошлом году я весь БиОТ провел в переговорах, люди постоянно подходили, задавали вопросы.
С чем связываете такой всплеск интереса?
Предприятия, которые воспользовались аутсорсингом, прочувствовали его удобство. Опять же, сотрудники мигрируют, меняют работу, рассказывают на новом месте, что имели дело с такими проектами. Работает сарафанное радио. И сами клиенты видят, что это выгодно, а выгода интересна всем.
Не секрет, что аутсорсинг – не российское изобретение. Есть ли различия между тем, как работает услуга на Западе и у нас?
С точки зрения трудового законодательства в России все должно фиксироваться в личных карточках, должна быть физическая роспись работника. В Европе такого нет, там учет мелких СИЗ не ведется. На предприятиях стоят вендинговые аппараты, работник подходит, прикладывают карточку и берет необходимое количество, скажем, берушей. Европейцы ставят ограничение на количество, оно не связано с нормами, больше с лимитами. В России мало обеспечить работника СИЗ, нужно это зафиксировать и в случае проверки подтвердить документально. Однако мы пытаемся запустить проект с вендинговыми автоматами.
Как это будет работать? Рабочий же не сможет поставить подпись при такой системе выдачи?
Да, расписаться он не сможет, но в 290-м приказе (Приказ Минздравсоцразвития от 1.06.2009 N 290н (ред. от 12.01.2015) «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ» – прим. ред.) написано, что допускается получение работником изделий в вендинговой системе при помощи электронной подписи. Мы делали официальный запрос и получили ответ, который можно трактовать так: электронный пропуск сотрудника является его электронной цифровой подписью.
То есть на российских заводах тоже могут появиться такие автоматы?
Да, и уже скоро. Сейчас идет тестирование автомата в нашей компании, до конца года планируем систему запустить. Уже есть запросы от клиентов, желающих поставить вендинговые автоматы у себя в цехах. В таких устройствах можно получать мелкие СИЗ – беруши, перчатки, респираторы – все, что выдается работнику перед сменой. Смены бывают ночные. Кладовщик не всегда находится на рабочем месте, а выдать СИЗ надо. Система будет фиксировать, в какое время работник что получил и через какой терминал.
За границей через вендинговые автоматы выдают и спецодежду. Тут еще одно отличие между нами и ними. Представьте: приложил пропуск, открылся ящик, там лежит стопка спецодежды, из которой нужно взять один костюм. В России это не сработает, придется много времени тратить на разбирательства, кто сколько костюмов взял и почему. Для российского менталитета вариант с автоматической выдачей спецодежды пока, к сожалению, не подходит.
Вендинговые аппараты какого производства планируете использовать? Российские?
Решения, которые есть на российском рынке, не удовлетворяют нашим требованиям. К примеру, отечественные автоматы пружинного типа, их еще используют для продажи баночных напитков, имеют недостаточную наработку на отказ. Мы рассматриваем аппарат барабанного типа, такими пользуются за границей в сфере обеспечения средствами защиты. Это уже готовое, испытанное временем решение. Автоматы будем закупать европейские, какого именно производителя – пока сказать не могу.
Так понимаю, многое в аутсорсинге зависит от программного продукта. Вы используете готовые решения или разрабатываете свои?
Это наша собственная разработка. Сегодня в продаже нет программ, «заточенных» на обеспечение средствами защиты и учет. Мы свои решения тоже не продаем. Что касается программного обеспечения, одна из сложностей запуска вендинговых аппаратов состоит как раз в настройке взаимодействия между программным продуктом и самим устройством. Автомат должен не только выдавать СИЗ, но и обмениваться данными с информационной системой. Отладка этого процесса требует определенных усилий, но мы с этим обязательно справимся.
Спасибо, Денис.
[yasr_visitor_votes size=»small»]