Антикризисные меры не увеличат количество участников госзакупок из числа субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), считают эксперты, опрошенные «Интерфаксом».
«Меры по поддержке участников закупок из числа малого и среднего бизнеса, безусловно, полезные, но в нынешних реалиях они, прежде всего, направлены на сохранение нынешних МСП на плаву, а не для привлечения новых, – рассказал агентству куратор Бюро Общероссийского народного фронта депутат Госдумы Антон Гетта. – Об этом говорят такие поправки, как право заказчика не устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта, за исключением случая, если договором предусмотрена выплата аванса, или допущение изменения срока исполнения контракта по соглашению сторон».
«Антикризисными» возможностями участия в госзакупках воспользуется относительно небольшое число МСП, как в силу отраслевых ограничений, так и из-за отсутствия опыта.
«Система госзакупок довольно сложная, в нее так сразу не зайдешь – много нюансов, для которых нужны специалисты, а их на рынке труда мало, и где-то нужен опыт работ компании», – полагает Гетта.
Преимущество получат компании из отдельных востребованных государством отраслей. К примеру, если в госзаказе в среднем участвуют 10% представителей МСП, то в сегменте поставки лекарств, медизделий и оборудования – 28%, услуг охраны – 23,5%, среди компаний, которые занимаются уборкой, – 18,5%, строительством – 14%, поставкой техники и ПО – 13,9%. В сферах, где активны МСП, конкуренция всегда выше, поэтому больше шансов на победу у компаний, имеющих опыт исполнения госконтрактов.
«После жесткого карантина людям жизненно нужна будет работа, а госзаказ – единственное место стабильного заработка. Если заказчики увеличат объем закупок после карантина, то ожидается рост конкуренции – и то в рамках возможностей производителей под потребности государства», – отметил Гетта.
В то же время не все поставщики смогут сохранить бизнес из-за карантинных мер. «Ситуация с заморозкой бизнес-активности в стране за март-май, если не июнь, может привести к тому что ничего кроме крупного бизнеса не останется, – полагает директор АНО «Цифровая культура» эксперт в сфере закупок Иван Бегтин. – Лично я сомневаюсь, что новых норм в сфере закупок, принятых правительством для поддержки бизнеса, будет достаточно для выживания МСП».
Эксперты считают, что некоторые из новых норм напрямую способствуют сокращению числа участников закупок. Речь, в частности, о разрешении закупать товары, работы и услуги у единственных поставщиков в результате обстоятельств непреодолимой силы, к которым отнесен коронавирус.
«Однозначно это приведет к снижению уровня конкуренции в госзакупках – меньше участников будет на торгах, меньше будет конкурентных закупок, – уверен Бегтин. – В принципе и завышение цен тоже будет – иногда обоснованное дефицитом, иногда не обоснованное».
Госзакупки – единственная возможность для многих поставщиков работать в условиях кризиса, в свою очередь полагает член правления «Опоры России», директор выставки «Госзаказ» Андрей Садофьев. «Именно сейчас у поставщиков появляется реальная надежда хотя бы частично решить финансовые и сбытовые проблемы предприятия путем вхождения в сферу государственных, муниципальных и корпоративных закупок», – отмечает он. По его мнению, раньше многие поставщики ранее игнорировали эту сферу, так как их вполне устраивали коммерческие контакты, которые сейчас практически заморожены. Садофьев считает, что нынешние условия открывают новые возможности для предприятий, которые могут оперативно наладить производство товаров первой необходимости. «К ним в первую очередь я бы отнес антисептики, маски, спецодежду и другие средства индивидуальной защиты», – сказал он.
Впрочем, эксперты предостерегают поставщиков от стремления любой ценой получить госконтракт. Через некоторое время, когда первый шок пройдет, компаниям придется доказывать, что они действительно могут исполнить обязательства в срок и с должным качеством.
Отметим, 53% предприятий МСП сейчас считают свое положение «катастрофой». Таковы данные мониторинга* бизнес-омбудсмена Бориса Титова, отмечает РБК. 62% респондентов оценили шанс выживания своей компании в 50% и ниже. Об уверенности в том, что их предприятие продолжит работу, говорят лишь 13% опрошенных. При этом 55% респондентов недовольны поддержкой бизнеса со стороны федеральных властей.
*В мониторинге, проведенном 19 мая, участвовали 2 тыс. компаний из всех российских регионов.