Во время выступления на пленарном заседании Гайдаровского форума в январе премьер Дмитрий Медведев посетовал на существование избыточной нагрузки на отечественный бизнес, которую оказывают контрольно-надзорные органы. Для решения этой проблемы глава правительства предложил ввести механизм «регуляторной гильотины», который направлен на устранение абсурдных и устаревших требований, а также уменьшение зарегулированности отдельных секторов экономики.
Ассоциация СИЗ поддерживает идею гильотины. В этом году мы вышли в Минпромторг РФ с инициативой, касающейся упрощения жизни и работы производителей СИЗ.
Поясним, в нашей стране работодатели на законодательном уровне обязаны обеспечивать своих сотрудников современными и инновационными средствами индивидуальной защиты. А чтобы поддержать российского производителя СИЗ, компаниям предложили возвращать затраты на СИЗ отечественного производства в ФСС РФ. И с 2018 года поставки СИЗ происходят только при наличии заключения о подтверждении происхождения продукции на территории Российской Федерации, которое выдается Минпромторгом РФ сроком на один год.
Что мы видим в реальности?
Вместо поддержки российские производители и потребители получили дополнительные трудности и барьеры. Большое количество дублирующих документов, которые направляются как в ТПП РФ, так и в Минпромторг РФ, например:
- Протоколы испытаний, на основании которых уполномоченным органом выдан сертификат соответствия. Зачем? Если сам сертификат никто не собирается оспаривать и не оспаривает.
- В таблице «Производственные мощности» требуется отдельно указывать мощности в отношении каждой модели изделия, т.е. если фабрика выпускает пятьдесят моделей, то надо перечислить пятьдесят раз всё оборудование, а это сотни страниц.
- Если производитель получает десять заключений (заключения о российском происхождении продукции — прим. ред.), то он на каждое заключение предоставляет десять уставов и десять выписок из ЕГРЮЛ (это ещё сотни страниц) и т.д.
Подача документов в Минпромторг РФ на получение заключения осуществляется в бумажном виде (тысячи страниц на одно заключение).
Много ошибок и опечаток при ведении реестра продукции, особенно в цифрах ТО (ТУ), т.к. все сведения заносятся в ручном режиме и в ТПП РФ и в Минпромторге РФ.
К чему это привело?
По данным ФСС РФ, за несколько лет произошло резкое снижение поставок современных СИЗ: в 2016 году профинансировано 4,11 млрд. руб., что составило 40,6% от общей суммы, выделенной ФСС РФ на превентивные меры; в 2017 году –– 4,09 млрд. руб. (38,7%), в 2018 году (после введения заключения) – 2,76 млрд. руб., (24,8 %). Мы видим, что падение поставок СИЗ составило 33 %, а это неизбежно приведёт к росту производственного травматизма и профзаболеваний.
В этом году Ассоциация СИЗ вышла в Минпромторг РФ с инициативой:
- Срок действия заключения о российском происхождении продукции выдавать на срок действия сертификата соответствия на СИЗ, который производитель и так получает в обязательном порядке (т.е. увеличить срок действия Заключения с одного до пяти лет).
- Исключить дублирование документов.
- Разрешить предоставлять документы, заверенные ЭЦП, в электронном виде и в Минпромторг РФ, и в ТПП РФ.
Что в итоге?
В результате трехмесячных переговоров чиновники Минпромторга согласились на компромисс – упростить схему подачи документов для тех производителей, кто подает документы повторно. Это уже большая победа ассоциации.
Останавливаться на достигнутом в АСИЗ не готовы: работа над пересмотром сроков заключения о российском происхождении продолжается. Производители СИЗ не должны тратить драгоценное время на сбор огромного количества дублирующих бумажных документов, а потребители не должны терять обеспечение безопасности своих работников за счёт компенсации по линии ФСС.