Вряд ли кто-то будет спорить с необходимостью использовать на производстве высокотехнологичные средства индивидуальной защиты (СИЗ), к тому же сделанные в России. Государство всячески поддерживает производителей инновационных СИЗ, однако повсеместного перехода на них пока не произошло. Что мешает? Этому вопросу была посвящена дискуссия на Всероссийской неделе охраны труда в Сочи. Коммерческий директор фабрики нетканых материалов «Весь мир» Елена Габерланд, выступавшая модератором встречи, рассказала Гетсиз.ру о главных сложностях внедрения передовых средств защиты.
Отсутствие отечественного сырья
Это одна из причин, по которой продукты, которые выпускают в России, не всегда дешевле импортных аналогов. Сырье для многих востребованных изделий в нашей стране не производится, его приходится импортировать. А это, безусловно, влияет на себестоимость продукции.
Сейчас государство говорит: «Вы должны экспортировать». Хорошо, но для этого надо привезти сырье из-за рубежа, здесь произвести продукт, а потом доставить его обратно в Европу. Если бы исходные материалы были российскими, то продукция российских производителей стала бы более перспективной для продвижения на европейском рынке. Конечно, есть подвижки: мы видим, что лидирующие российские компании на рынке производителей СИЗ сделали переход на российское производство своей стратегической линией, и это замечательная тенденция. Например, «Восток-Сервис» начал производство перчаток по полному циклу, Энергоконтракт продолжает инвестировать в производство полного цикла огнестойких тканей и трикотажа, Чайковский Текстиль разрабатывает и производит высокотехнологичные ткани, мы, ФНМ «Весь мир», тоже продолжаем инвестировать в новейшее оборудование, разрабатываем собственные материалы.
Дмитрий Медведев и члены Правительства оценили отечественные утеплители
Кстати, зарубежные компании, давно работающие на российском рынке, расширяют свое сотрудничество с Россией, инвестируя в локализацию, например, Увекс. Но, думаю для всех, проблема высокотехнологичного сырья остается актуальной.
Неинформированность потенциальных потребителей
Мало выпустить инновационный продукт, нужно чтобы потенциальный потребитель о нем узнал. Закупщики, конечные потребители СИЗ, получают зачастую недостаточно информации о новинках, о том, что интересного из СИЗ производится по программе импортозамещения. Особенно это касается мелких и средних предприятий, а ведь среди этих компаний все больше тех, кто понимает эффективность использования высококачественных СИЗ, и были бы готовы их покупать. Но даже, когда мы смотрим, какая ситуация по информированности у крупных игроков рынка, ситуация далеко не блестящая.
Для примера рассмотрим одну из крупнейших компаний нефтегазового сектора, ее имя в данном случае, не важно, поскольку ситуация довольно типичная. У нее три поставщика, и ни один из них не относится к лидерам рынка СИЗ – лидерам в производстве и продвижении новых высокоэффективных инновационных продуктов. То есть к компаниям, которые готовы включить в свою линейку инновационные продукты, а не просто отшивать в среднем ценовом сегменте по техническим требованиям заказчика, с которым исторически выстроены отношения. В этом случае, такие поставщики не заинтересованы в изменении ситуации, поскольку работать с инновационными материалами они не умеют. А это значит, что они не только не будут информировать заказчика об их появлении, но еще и могут препятствовать их введению.
Или возьмем, например, зимний костюм нефтяника с вышитым логотипом компании на спине изделия. Каждый прокол иглой пробивает ткань и образует микроотверстие, которое пропускает влагу и холод, в итоге делая изделие продуваемым и низкоэффективным. При этом существует световозвращающая лента на термоактивной основе, которая позволяет нанести надпись, не нарушая целостность ткани. Но при изготовлении это требует наличие термопресса этих материалов и другого технологического процесса. А это «старому» поставщику совершенно недоступно и невыгодно. Хотя для потребителя это даже не вопрос денег, а вопрос отсутствия предложения и недостаточной информированности о более эффективном решении.
Еще пример – огнестойкий костюм. При проверке вполне может выясниться, что в нем используется неогнестойкая молния или неогнестойкие нитки, или утеплитель ниже 3 класса защиты. А это уже не термостойкий костюм. А ведь такие факты постоянно обнаруживаются при проверках изделий на местах.
То есть необходимо учить заказчиков разбираться не только в стандартах на готовые изделия, но и в материалах, рассказывать им об инновационных продуктах.
Недостаточная мотивация
На сегодняшний день нет инструмента, который бы мотивировал заказчика приобретать инновационные СИЗ. Потребители говорят: «Вы предлагаете костюм, который в сто раз лучше того, что сейчас у меня есть. Я покупаю. Да, он дороже, но реально хорош. Что дальше? По закону норма выдачи – год, и после я должен этот костюм выбросить, хотя он может и два носиться. Так какой смысл переплачивать?».
Отсюда следует, что нормы выдачи должны быть гибкими. Покупаешь дешевое – используешь один срок, покупаешь дорогое высокотехнологичное – другой. Риск-ориентированный подход подразумевает отмену норм выдачи, но срок носки не корректирует.
Еще пример: наша компания разработала уникальный утеплитель из карбоновых волокон, получила на него мировой патент. Карбон не горит, но и стоит явно дороже привычных материалов, поскольку волокна сделаны в Японии, и само сырье дороже. Вместе с тем, свойства, которые демонстрирует продукт, просто потрясающие, превышающие все возможные показатели, то есть продукт обеспечит повышенную защиту от огня и термических рисков гарантированно. Как мотивировать заказчиков использовать этот продукт? Пока – только информируя и рассчитывая на уровень культуры производства и ориентированность предприятия на максимальную защиту своих работающих от всех видов рисков.
По моему мнению, предприятия должны получать какие-то льготы за использование инновационных продуктов. Если компании доказывают, что за счет введения инновационных СИЗ повышают уровень безопасности, то им должно быть разрешено приобретать такие средства защиты по специальной программе и нормативам.
Вывод
Шаги по части импортозамещения предпринимаются, движение началось, и это замечательно, но единый пазл пока не собрался. Министерства, что могут, со своей стороны делают, но инструменты – вопрос не к ним.
Разработкой механизмов должны заниматься эксперты. Наша общая задача – дать государству хорошее решение, которое потом будет внедрено на рынке, и стать самим двигателем этого решения.