Практически неизвестная в России тайваньская компания Pan Taiwan существует с 1977 года. Больше 40 лет она выпускает недорогие средства индивидуальной защиты (СИЗ), среди которых – неожиданно – линейка продукции для детей.
В интернет-магазине Pan Taiwan можно купить наушники против шума, защитные очки, беруши, светоотражающие жилеты и даже дорожные конусы, рассчитанные на детсадовцев.
В Европе сегмент детских СИЗ в общем и спецодежды в частности тоже не обделен вниманием, рассказывает гендиректор компании «Ронта», выпускающей детскую рабочую одежду, Зинаида Воронова: «Я спрашивала у наших европейских партнеров, кто и почему покупает детскую спецодежду. Ответ был следующий: начать с того, что «хочу быть как отец». Понятно, что малыша никто не будет заставлять работать, такую одежду покупают для повседневной носки. Если мы куда-то пойдем, то у меня такая же форма как у папы. Второй момент: в Великобритании развита традиция семейных мини-бригад, когда, скажем, отец и старший сын подряжаются делать электромонтаж или водопровод на каком-то объекте. И младший сын, которому 10-11 лет, не мечтает стать банкиром или юристом, он хочет работать с семьей. Когда они выходят на объект, все одинаково одеты. Понятно, что мальчик задействован как «подай-принеси», «дай вот эту штучку», не больше. Все начинается с игры, но потом становится чем-то серьезным».
Что же у нас? В России детскую спецодежду, почти не выпускают. Самый популярный продукт из этой серии – сигнальные жилеты. Как объясняют дистрибьюторы, жилет со светоотражающими полосами «гарант безопасности для малыша и спокойствия для заботливых родителей». В таком жилете ребенок будет хорошо заметен на улице, что особенно важно, учитывая количество автомобилей во дворах. Не будем забывать и про действующий с марта пункт ПДД, согласно которому любой, кто находится ночью на проезжей части или обочине вне населенного пункта, должен иметь на одежде светоотражающие элементы. Понятно, что на ребенка, захотевшего в туалет в дороге, можно надеть и взрослый жилет, но почему бы не завести для этого специальный детский?
Номер два по популярности на российском рынке – детские рабочие халаты. По словам нашего сегодняшнего эксперта, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом с 5-го класса в школах начинается предмет «Технология», то, что раньше в просторечии называлось «труды». Соответственно, в начале учебного года случается резкий, но короткий всплеск интереса к недорогим рабочим халатам. Родительские комитеты закупают их на целые классы. Разово. Ведь хватает такой амуниции на весь учебный год.
«Идея была предложить именно рабочую одежду для детей, потому как в импортных каталогах она присутствует, а в наших практически нет, – говорит Зинаида Воронова. – Это штучные продажи, поэтому расчет изначально делался на развивающие детские центры, города профессий типа «Кидзании» и «Кидбурга». В нашей линейке детской спецодежды четыре модели. Это костюм и халат более дорогой серии «Город» и два бязевых халата «Стажер» попроще, белый и синий. Халат «Стажер» в розницу мы продаем по 500 рублей, на рынке цена 800-1000. Что касается модели «Город», она дороже, полный комплект обойдется в 2,5 тысячи, заплатить столько не каждая мама готова».
Как честно оценивает производитель, «емкость сегмента очень маленькая, мизерная можно сказать». Воронова предполагает, что если у крупных компаний появится детская спецодежда, то больше для имиджа, чем для коммерции. Отметим, у номера один российского рынка СИЗ, «Восток-Сервиса», в ассортименте лишь один детский товар – сигнальные жилеты чешской Cerva. Вторая по объему продаж СИЗ компания «Техноавиа» подобной продукцией не занимается вовсе. Покопавшись в интернете, можно найти предложения камуфляжной одежды маленьких размеров и зимних комбинезонов со светоотражающими полосами. Дистрибьюторы относят их к спецодежде для детей. И это, пожалуй, все.
«Планируем ли мы дальше развивать это направление? Да, но без особого фанатизма, – рассказывает гендиректор компании, отшивающей детскую спецодежду под брендом «Пенталаб» на собственном производстве в Пермском крае (г. Чайковский). – Сейчас востребована история, связанная с сегментом HoReCa, те же поварские кители для детских кулинарных курсов, мастер-классов при ресторанах. Что-то в этом направлении появится и у нас», – отметила Воронова.