За последние 60 лет экзоскелеты превратились из фантастики в реальность. Десятки тысяч человек по всему миру используют их в ежедневной работе – от грузчиков российских «Магнитов» до сборщиков автомобилей американского Ford. Шведы из Bioservo Technologies выводят на рынок перчатку-экзоскелет, а японцы адаптируют железные «ноги» и полимерные мышцы для нужд инвалидов и пожилых. Тем удивительнее тот факт, что предтечей экзо-технологий была… карикатура.
В начале 19-го века в Англии жил иллюстратор Роберт Сеймур. За свою недолгую 36-летнюю жизнь он создал множество замечательных работ, в том числе иллюстрации к произведениям Диккенса, Шекспира и Сервантеса, а также портреты и пейзажи, которые хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. Но сейчас речь не о них, а о серии карикатур.
Первая, Locomotion – Walking by Steam, Riding by Steam, Flying by Steam, в примерном переводе – «Передвижение: ходить с помощью пара, ехать с помощью пара, летать с помощью пара», появилась в 1830 году. На картинке изображены три транспортных средства, работающих на пару: справа летательный аппарат, в центре самодвижущаяся повозка-чайник, а слева некое устройство, подозрительно напоминающее экзоскелет. Железные сапоги, которые приводятся в движение паром, позволяют человеку не тратить силы и внимание на ходьбу, и спокойно читать на ходу. Похожее устройство Сеймур изобразил еще на одном рисунке.
Своими картинами художник не пытался предугадать будущее, наоборот, хотел от него предостеречь. То время в истории известно как Эпоха пара. Незадолго до этого закончил действовать патент изобретателя паровой машины Джеймса Уатта, что привело к взрывному росту «паровых» технологий. Появились компактные мощные двигатели, а благодаря им средства передвижения – паровая повозка, пароход и паровоз.
Многие англичане были воодушевлены прогрессом, и, на взгляд Сеймура, чрезмерно. Завышенные ожидания «приземляли» недоработки паровых технологий, приводившие к многочисленным катастрофам. Это карикатурист тоже изобразил.
Конечно, сатиру Роберта Сеймура нельзя назвать серьезным прогнозом. Это – не футурология, это – искусство, и тем оно ценнее, поскольку спустя почти 200 лет воплотилось в жизнь, что, наверняка, немало удивило бы автора.