Выставка достижений народного хозяйства, ВДНХ, – один из символов Советского Союза – на днях отмечает 80-летний юбилей. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка – так ВДНХ называлась изначально – открылась 1 августа 1939 года. С тех пор на главной советской выставочной площадке произошло множество событий, некоторые – просто невероятные. Так в конце 90-ых знаменитую статую «Рабочий и колхозница», установленную на ВДНХ, одели в спецодежду. Кто и, главное, зачем нарядил колосса? Гестиз.ру разобрался в этом фантастическом происшествии.
Для начала немного истории. Монумент «Рабочий и колхозница» скульптор Вера Мухина и архитектор Борис Иофан создавали для павильона СССР на Всемирной выставке 1937 года в Париже. Скульптуру из нержавеющей хромоникелевой стали весом 63 тонны собрали в Москве, потом разделили на 65 частей и перевезли во Францию. Там «Рабочий и колхозница» имели феноменальный успех. Французская пресса окрестила статую «величайшим произведением ХХ века» и «воплощением идеи освобожденного труда». Французам так полюбился монумент, что они попытались его купить. Однако советское правительство от заманчивого предложения отказалось. Эталон соцреализма вернулся домой и поселился на ВДНХ.
Прошло время. В 1988 году начался закат выставки. К 1994-му в павильонах закрылись практически все экспозиции: ВДНХ превратилась в большой рынок. Происходящее коснулось и стального колосса – «Рабочего и колхозницу» едва не продали в США. Рассказывают, что некий чиновник хотел отдать американцам обветшавшую к тому времени статую по цене металлолома. В Америке ее намеревались поставить в Голливуде как символ победы в холодной войне. К счастью, эта попытка эмиграции тоже закончилась неудачей: «идеал советской эпохи» осталась на месте и даже принарядился. Зимой 1998 года швейная компания из Подмосковья изготовила и надела на рабочего и колхозницу комплект спецодежды в цветах российского флага.
По словам Сергея Лукьянова, основателя текстильного объединения «Монолит» – той самой компании, тогда фирма начинала продвигать в России современную яркую спецодежду. Процесс шел со скрипом: предприятия не хотели отказываться от привычных «арестантских» черных и синих сатиновых халатов и телогреек. Потому было решено прорекламировать новый подход к спецодежде таким же новым способом.
«Сначала идея нам показалась заведомо невыполнимой. Высота скульптуры 45 метров, ни руку ни ногу в одежду не просунешь… Но мы решили рискнуть, – рассказывал Лукьянов в интервью «Люберецкой панораме». – Обратились к промышленным альпинистам. Кстати, оказалось, что внутри полой скульптуры жили бомжи. «Рабочего и колхозницу» мы одевали восемь часов. Придумали одежду на шнуровке и «подгоняли» ее, что называется, сразу же по размеру – красный сарафан, синий комбинезон и белый шарф».
Как говорил Сергей Лукьянов, нарядной скульптура простояла три дня. А вскоре московские власти приняли решение отправить монумент на реставрацию. Ну а «Рабочий и колхозница» в спецодежде с тех пор эмблема «Монолита».