Контрафакт остается одной из самых актуальных проблем российского рынка средств индивидуальной защиты (СИЗ). По оценкам экспертов, доля контрафактных СИЗ в России доходит до 35%. Основные центры распространения такой продукции – Москва, Санкт-Петербург, Уфа и Самара. Фальсифицированные средства защиты не соответствуют техническим требованиям и не выполняют свои функции. В итоге люди получают профессиональные заболевания или серьезные травмы вплоть до летального исхода, растет финансовая нагрузка на предприятия в связи с больничными, страховыми выплатами и штрафами, падает эффективность производства. Как победить контрафакт, обсуждали участники конференции, которая прошла во время выставки «Безопасность и охрана труда – 2018» (11-14 декабря, Москва). Организаторы мероприятия – компания 3М Россия и Ассоциация СИЗ.
«Коммерческий подкуп, мошенничество и растраты заинтересованных лиц – результаты внутренних расследований выявления контрафактных СИЗ, с которыми мы встречаемся каждый день», – рассказал управляющий партнер, адвокат BMS Law Firm Алим Бишенов. «Если работник нашел на складе контрафакт, скорее всего это следствие более глобальных коррупционных проблем в компании, – отметил эксперт. – Для борьбы с этой проблемой формируется поисковой периметр вероятно причастных к инцидентам корпоративной коррупции и списка лиц в нем. Специализированные и настроенные с учетом потребностей клиента аналитические тесты Forensic Data Analytics помогают сузить «периметр» для проведения более детальной проверки, а инструменты компьютерной криминалистики позволяют провести анализ интегрированности и прав доступа к различным базам данных сотрудников различных отделов компании. Совокупность данных инструментов позволит компании снизить риски поступления контрафактной партии на производства».
Ответственность за использование контрафактной продукции лежит на каждом участнике рынка. Работодатели должны понимать риски и последствия приобретения неоригинальных продуктов, а производители – иметь возможность защищать свои бренды и деловую репутацию.
«В первую очередь задача производителя – создать качественный продукт, соответствующий заявленным техническим качествам и требованиям, а также защитить свой продукт, используя уникальные материалы, форму, маркировку, – уверен директор департамента «Бизнес и графика» 3М Леонид Жукотский. – Так, например, компания 3М создала специальную защитную кодировку для подтверждения подлинности продуктов 3M Safe Guard. Это техническое решение будет запущено в ближайшее время и охватит целый ряд продуктов. Его применение поможет определить и выявить контрафакт на стадии приемки».
Одна из причин популярности контрафактных СИЗ – финансовый аспект. Как правило, фальсифицированные СИЗ на 25-40% дешевле сертифицированных. Низкая цена является решающим фактором при определении победителей тендеров. Поэтому процесс закупок, по мнению экспертов, должен быть стандартизирован. Нужно анализировать рынок, чтобы понимать реальную стоимость товара. Так, если на тендерной процедуре цена СИЗ падает больше чем на четверть, то заявленный товар наверняка не будет соответствовать требуемым характеристикам.
«Предприятия могут, используя типовые нормы, создать свой локальный нормативный акт и прописать необходимые технические характеристики для каждого из средств индивидуальной защиты и на основании этого проанализировать рынок, сформировать необходимый бюджет, посчитав сумму на одного человека, и сделать ее защищенной строкой бюджета в компании, – полагает генеральный директор ООО «Центр изучения и оценки юридических и экономических проблем системы промышленной безопасности и охраны труда» Антон Швед. – Необходимо сформировать эти требования на первом этапе, нужно создать рабочую группу, пригласить представителей служб экономической безопасности, закупки, задействовать другие смежные службы»,
Система контроля качества СИЗ в ПАО «Газпром» действует больше 20 лет. Показатель ее эффективности – стремящееся к нулю количество несчастных случаев, связанных с применением некачественных средств защиты. Только установив внутренние стандарты на СИЗ и контролируя их неукоснительное соблюдение, возможно не допустить использования контрафактных и некачественных средств защиты. Чтобы контролировать качество СИЗ, представители «Газпрома» посещают производственные площадки компаний-изготовителей средств защиты и детально анализируют производство и материалы, рассказала замначальника отдела производственного аудита ООО «Газпром газобезопасность» Татьяна Сорокина. «Также мы уделяем большое внимание обучению сотрудников, которые осуществляют входной контроль СИЗ, – поделилась Сорокина. – Их компетентность и умение отличить качественный продукт от контрафакта играют важную роль в отсечении ненадлежащей продукции и являются ещё одним ключевым элементом в общей системе качества СИЗ ПАО «Газпром».
Барьером для контрафакта на производствах должна стать система проверки поставщиков, уверен эксперт рынка Евгений Шувалов. «Единым решением проблемы борьбы с контрафактом может стать использование протоколов при выборе поставщиков, – считает он. – Например, в Великобритании существует рейтинг поставщиков, подготовкой которого занимаются различные ассоциации. В этих рейтингах можно отследить историю компании – были ли у нее проблемы с контрафактом, оценить, можно ли доверять такому поставщику. К сожалению, в России данного рейтинга в нашей сфере нет, но создать его необходимо».
Качество подделок растет с каждым годом, потому крайне важно, чтобы поставщики и потребители знали о том, по каким признакам отличить контрафакт от оригинала.