С проректором Академии труда и социальных отношений, доктором экономических наук, профессором Александром Сафоновым встретился наш коллега Владимир Котов. Говорили о рынках труда, механизмах социальной поддержки прошлого и актуальных проблемах настоящего.
Александр, Вы один из ведущих российских экспертов в области экономического развития, трудовых и социальных отношений. Давайте сегодня поговорим о ситуации, складывающейся на рынке труда в сфере производства и реализации средств индивидуальной защиты (СИЗ). Некоторые эксперты говорят о стагнации и возможности сокращения потребления СИЗ. Хочется знать, что нас ожидает?
Безусловно, рынок СИЗ — важная часть отрасли российской легкой промышленности. Но, как и другие отрасли, она подчиняется законам экономики, поэтому важно понимать общую ситуацию и объективные тренды, уметь решать конкретные задачи.
Вот, пожалуйста, конкретная задача. Сегодня на российском рынке спецодежды и СИЗ занято около миллиона человек. Для них эта работа — основа семейного финансового благополучия и залог уверенности в завтрашнем дне. А экономические реалии таковы, что если допустить снижение объема потребления качественных СИЗ в стране, что уже начинает происходить, то это неизбежно приведёт к снижению объёмов производства и необходимости сокращения рабочих мест. Как не допустить того, чтобы эти специалисты не оказались за забором предприятий? Как избежать развития событий по схеме: «Безработица – бедность – нищета»?
Бедность — это не только трудная судьба отдельных людей и семей, это и фактор, дестабилизирующий политическое развитие стран. Создание рабочих мест — важнейшая задача государства и бизнеса. Эту проблему с разной степенью успешности решали в разных странах на протяжении многих веков. И не для того история писана, чтобы забывать ее уроки, а для того, чтобы становиться мудрее, избегать ошибок прошлого.
В Древнем Египте существовали мощные социальные лифты, античный мир знал эффективные системы господдержки, на Руси действовали резервные фонды…
Древний Египет: Дома жизни
О чём говорит нам история и опыт других стран в борьбе с бедностью? Например, возьмём Египет – одно из развитых государств древности…
С бедностью пытались бороться всегда, с тех пор как существует государство. В Древнем Египте государственная политика борьбы с бедностью прослеживается уже во времена Имхотепа – выдающегося учёного, зодчего, врачевателя, жившего в III тысячелетии до н. э. И методы этой политики были удивительно простыми. Действовала сеть государственных школ — Дома жизни.В них мог поступить и бедный, и богатый. Платило за образование государство. Имхотеп, слава которого не уступала фараонам, не считал зазорным преподавать. Талантливых детишек обучали грамоте, арифметике, профессиям. Лучших учеников Имхотеп продвигал на важные государственные посты. В этом был великий смысл — дать возможность зарабатывать на жизнь собственным трудом. Происхождение не имело значения. Личные качества и прилежность становились дверью в светлое будущее.
Акрополь – итог общественных работ
Потрясающе. Идеальное решение. А как решали проблему бедности в других государствах?
В Древней Греции бедных в нашем понимании не было. Каждый, кто мог и хотел, работал. Крестьянин, ремесленник, воин — все были нужны городу. И город в долгу не оставался. Если гражданина постигало несчастье (увечье, пожар, голод), община оказывала ему помощь – например, хлебом, освобождением от налогов.Увечные воины получали пособия, на которые можно было свести концы с концами. А пенсионеры вообще были избранными! В Спарте именно старейшины, достигшие 60 лет, заседали в высшем органе управления государством: опыт, житейская мудрость были важнее мускулов. Почет, уважение и материальное благополучие – вот что получал, выражаясь современным языком, спартанский пенсионер. В VII — VI веках до н.э. в Древней Греции действовал закон, приписываемый Солону, согласно которому все инвалиды войны получали господдержку. Потом это правило распространили на всех нетрудоспособных бедняков. Размер пособия устанавливало народное собрание. И горе тому, кто не приходил в народное собрание для освидетельствования: право на пособие отзывалось.
В Афинах Совет пятисот (что-то вроде комиссии по социальной политике) впервые стал назначать пенсию бедным старикам, которые по состоянию здоровья уже не могли зарабатывать на жизнь, чтобы избавить их от унизительной необходимости просить подаяние. Афинский правитель Перикл (V век до н.э.) специально для тех, кто не имел денег, но был физически здоров, организовывал за счет казны общественные работы. Строили городские стены, водопроводы, дороги — все, что служило обществу, делало его богаче. Мало кто из наших современников знает, что восхищающий нас афинский Акрополь был построен именно в ходе общественных работ! В большинстве античных полисов бездомный мог получить ночлег в общественном приюте.
Древний Рим: хлеба и… займов
А в Римской империи как решался этот вопрос?
Император Август (63 год до н.э. — 14 год н.э.) боролся с бедностью за счет собственных средств. Из свитков той эпохи нам известно, что он раздавал народу денежные подарки, в неурожайные годы — хлеб. Помощь полагалась не только взрослым, но и детям. Август отменил существовавшее ранее правило не давать денег ребятишкам младше 11 лет. В документе I века “Деяния божественного Августа”, своеобразного отчета, говорится об освобождении от страха голода большого числа римских граждан. Раздача хлеба и денег приурочивалась к праздникам, к массовым представлениям. Перепадали простому народу куски мяса, куры, утки и одежда.
По мере развития политики борьбы с бедностью в Риме складывалась система выдачи свободным гражданам хлебных пайков и денежных компенсаций из казны. Со временем давать хлеб и зрелища стали всем римлянам, но не по причине всеобщего обнищания, а для обеспечения лояльности общества к власти.
Забота о бедных выражалась и в создании приютов. Государство помогало инвалидам войны, семьям погибших в сражениях воинов, старикам. Император Троян устанавливал пособия на детей-сирот, которые соответствовали прожиточному минимуму.Об опеке сирот тоже не забывали! Со времен правления в III веке до н.э. Аппия Клавдия опекуны получили право досрочно выдвигаться в консулы. Император Антонин Пий, правивший во II веке, открыл приют для содержания и воспитания бедных детей. Этим же известен другой властелин — Септимий Север, правивший с 193 по 211 год.
В Древнем Риме впервые была опробована практика страхования на случай потери трудоспособности. Государство и военнослужащие создали фонд, из которого выплачивали компенсации инвалидам и семьям погибших.
По примеру греков римляне создавали и отраслевые “кассы взаимопомощи” — дружеские кружки. Попавшим в трудную ситуацию ремесленникам помогали деньгами. Потом получивший помощь возвращал заём. Главное, что каждый член такого кружка знал, что его не бросят в случае несчастья.
Нищих в Римской империи не любили и всячески преследовали, считая, что трудоспособный гражданин должен уметь зарабатывать своим трудом. В 382 году император Валентиниан II издает предписание: “Если кто-нибудь будет нищенствовать, то надо выяснить его возраст и состояние здоровья. Те, которые нуждаются в жалости, если они рабы, передаются тому, кто о них заявил, чтобы о них заботился. Если они свободные и здоровые, то они делаются колонами (зависимыми крестьянами — прим. ред.) или передаются тому, от кого сбежали”. В 438 году император Феодосий подтверждает запрет на нищенство, а в 529 году Юстиниан закрепляет это положение и вводит запрет на занятие нищенством здоровым людям.
Чума: отобранный шанс покончить с бедностью
А что изменилось с зарождением и развитием капиталистических отношений?
Иногда масштаб нищенства так напрягал власти, что они решительно и даже жестоко пытались навести порядок в своих королевствах. А то повадились тут у монастырских стен клянчить бесплатный хлеб или стаканчик пива…
Массовое нищенство стало результатом бурной деятельности хозяев жизни — феодалов. В VIII — IX веках в капитуляриях (указах и распоряжениях) франкских королей осуждалась практика захвата бедняцкой земли богатыми землевладельцами. Видите аналогии? Рабочие места сократили и безработицу создали. А обездоленным что оставалось? Жить как-то же надо! Народ своими методами и пробавлялся: кто в разбойники переквалифицировался, кто в нищих.
Бедные жаловались королям на лишение собственности, а топ-менеджмент (графы, епископы, аббаты, сотники и прочие благородия) принуждал жалобщиков земельку отдать. А если кто из несознательных “отказывается передать свою собственность епископу, аббату, графу или сотнику, ищут случая, чтобы осудить такого бедняка, а также заставить его идти на войну, и это до тех пор, пока, оскудевши, волею-неволею собственность свою не продаст или не передаст…”.
А какие были шансы у людей получить работу в те времена?
Английский король Эдуард III, перепутав следствие с причиной,пытался боротьсяс тунеядством,издав знаменитый “Ордонанс о рабочих и слугах”. Закон утверждал, что все здоровые мужчины и женщины в возрасте до 60 лет, не занимавшиеся торговлей, ремеслом и не имевшие земли или другой собственности, а также не находившиеся на службе у других лиц, обязаны служить тому, кто бы их ни позвал, за плату, установившуюся до эпидемии чумы. Между тем после того, как Чёрная смерть выкосила, по разным оценкам, до половины населения Европы, найти работников стало непростой задачей, они оказались очень востребованы на средневековом рынке труда, а, соответственно, знали себе цену и не желали работать за гроши. Тем не менее уклонявшихся от ордонансных условий найма арестовывали и содержали в тюрьме до получения поручительств, что они согласны служить на новых «законных основаниях». Каждый безземельный бедняк, не успевший наняться на работу, мог быть приписан к бродягам и брошен в тюрьму.
Получается, что это классический пример госрегулирования оплаты на рынке труда?
Именно! В этом историческом эпизоде во всей красе проявилось нежеланиеплатить работнику высокую зарплату. После эпидемии чумы повысился уровень оплаты, но… зачем платить, если можно не платить? И король приказывает работать за прежние гонорары.
Но нищенство никуда не делось. И заработала королевская бюрократия со страшной силой, придумывая новые стимулы для победы над тунеядцами.
В 1495 году в Англии был принят новый закон против нищих. Предписывалось содержать их до трех суток в тюрьме — в колодках, на хлебе и воде. Неработоспособные нищие могли просить милостыню лишь в пределах местности, где проживали.
Прошло ещё 35 лет, и до властей наконец дошло, что среди нищих, сирых и убогих, оказывается, есть люди, которые работать просто не могут: инвалиды и больные. И в 1530 году Генрих VIII в прокламации дал определение попрошайничеству: безделье — это “мать и корень всех зол”. Он же “гуманизировал” борьбу со средневековым тунеядством — вместо колодок порекомендовал использовать розги. Однако розги были положены не всем: старым, больным и инвалидам просить подаяние разрешили. Но по-прежнему не было предусмотрено никаких законодательных мер на случай, когда здоровый человек не мог найти работу. А кто не мог найти работу, тот имел один выбор: умереть с голоду или нарушить закон.
В 1535 году в Англии был принят закон, который нашел источник финансирования общественных работ: за счет налогов на доход и капитал.
Правитель раздал всё – и умер в нищите: Древняя Русь
Гегель говорил: ”История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй в виде фарса”… Интересно узнать, как справлялись прежние правители Руси с бедностью?
На Руси в основе государственной политики, как правило, лежала вера. Истину черпали в Священном писании, в откровениях святых. И именно по их учению бедных на Руси оберегали. Помощь нищему считалась равнозначной помощи Христу. В “Домострое” есть такое указание: “И нищих, и малоимущих, и бедных, и страдающих приглашай в дом свой и как можешь накорми, напои, согрей, милостыню дай, ибо они заступники перед Богом за наши грехи”. Таким образом, в обществе была широко развита благотворительность
Как сочеталась благотворительность, проявляемая богатыми (читай — собственниками), с их стремлением к приумножению собственности?
Вообще в славянской культуре отношение к собственности было иное, чем на Западе. Первично общее благо, а потом личное. Как “инструкция” общественного поведения — заповедь Иоанна Златоуста: “Ты говоришь: зачем он не работает, зачем он тунеядец. Скажи мне: а ты приобрел ли то имущество, которое ты имеешь, своим трудом и не получил ли ты его в наследство от Отца”. И поделиться с нуждающимися — это способ вернуть часть долга Богу.
То есть, богатые люди на Руси считали обычным делом заниматься благотворительностью?
Да, и в летописях перечисляются многочисленные факты благотворительности русских князей, духовенства и бояр. История государственной благотворительности берет начало с правления Владимира Святого, прозванного Владимиром Красное Солнышко (960 — 1015). Всем нищим и убогим он позволял приходить на княжий двор для прокормления. А к тем, кто по болезни и немощности не мог этого сделать, отправляли повозки с хлебом, мясом, рыбой, овощами, квасом и медом. Перепадали дары бедным и по случаю государственных и церковных праздников. Так, празднуя избавление Киева от печенежской угрозы, Владимир на торжестве в городище Васильево раздал из казны много хлеба, меду и 200 гривен серебра. Бедным хватало этих продуктов на несколько месяцев!
И Владимир Мономах (1053 — 1125) слыл “нищелюбцем”. Раздавал бедным предметы первой необходимости, продукты и деньги. Стремясь сохранить эту традицию, Мономах писал в “Поучении” детям: “Всего же паче убогих не забывайте, по сколько вам возможно, по силе своей кормите”. И родственники не забывали. Его сестра княгиня Анна Всеволодовна основала в Киеве первое в русском государстве училище для девиц, где их обучали грамоте и ремеслам. Сын Ростислав все унаследованное имущество раздал нищим. Другие князья — и Андрей Боголюбский, и Дмитрий Донской — тоже следовали семейной традиции. Но всех перещеголял князь Роман Мстиславич: все имущество раздал бедным и сам умер в нищете.
От закона до исполнения…
А общество в целом считало, что на нём лежит ответственность помогать неимущим? Как вела себя церковь, например? И всем ли оказывалась помощь?
Духовенство наставляло народ и само помогало ему. Первая больница для неимущих была основана в 1091 году в Киеве. Митрополит Ефрем выделял бедным кормление и кров. Интересно, что Православная церковь еще в 996 году прописала в уставе обязанность монастырей отдавать нуждающимся десятую часть доходов. Нищие могли получить бесплатную пищу в монастырях.
С XII века благотворительность на Руси начинает формироваться уже на уровне городских и сельских властей. Речь идёт, условно говоря, о собраниях жильцов — земских общинах. Избранный староста собирал “резервный фонд” (продовольствие и деньги), и часть резерва обязательно шла на помощь бедным. Земские собрания учреждали Божьи дома (приюты) для больных и бедняков преклонных лет. Основания для помещения туда рассматривали представители земского собрания: если человек мог работать, в помощи отказывали.
Рассчитывать на средства резерва могли погорельцы и разорившиеся крестьяне. Им выдавался возвратный кредит.
Кстати, именно земские собрания стали использовать принцип адресности помощи, что Церковь не одобряла, ибо исповедовала подход всеобщности. В XVI веке из-за централизации власти земства исчезли, и принцип всеобщности социальной помощи возобладал. Так от личной позиции идея благотворительности переросла в осознанную государственную политику.
При такой заботе нищими станут объявлять себя и вполне здоровые и трудоспособные люди! А ведь, насколько я знаю, на определенном этапе нищих все же стали привлекать к труду?
Да, при Иване Грозном помощь беднякам становится объектом государственной политики. В 1551 году Стоглавый собор рассмотрел вопрос о нищих и бродягах и постановил нищенство искоренить. Цель поставили, но механизма ее достижения, по нашей традиции, не разработали.И пылилась эта программа больше 30 лет, пока царь Фёдор Иванович не издал указ “О принудительной работе как средстве исправления нищенства”. Впервые в нашей истории нищенство стало трактоваться не как богоугодное положение, а как притворство проходимцев. Сын Ивана Грозного счел, что имеет смысл по примеру английских работных домов создать заведения, в которые будут насильно заключать нищих, дабы они не проводили дни в праздности. А для тех, кто по здоровью не мог трудиться, создавать государственные богадельни. И детей не позабыл: их полагалось отправлять в мастерские, чтобы к делу с малолетства приучались…Но в России между законом и его исполнением — огромная дистанция. Указ в жизнь так и не вступил. Да и Фёдор Иванович умер молодым – в возрасте всего 40 лет, а потом наступила Смута, и всем стало не до социальной политики: тут династия прервалась!
Пётр Первый: переловить нищих!
Удручающая ситуация… А как к нищим относился народ в тот период?
А народ все следовал законам божьим и человеческим и продолжал помогать страждущим. В северных деревнях даже придумали специальные приспособления — желоба для подаяния! Постучал калека в стену дома клюкой — хозяйка через желоб отсыпала, что бог послал, прямиком в котомку просящего. Зачем? А чтобы ни просящего не смущать, ни самим не смущаться.
И когда же государство начало принимать реальные меры по изменению положения сформировавшегося класса нищих?
Пётр I нищих не любил и боролся с ними своим излюбленным методом — реформами. Уже в 1691 году 19-летний царь приказал чиновникам высылать из Москвы пришлых нищих и профессионалов в этой сфере, прикидывавшихся калеками: “А буде те люди… впредь объявятся… в том же нищенском образе и притворном лукавстве… учинить жестокое наказание, бить кнутом и ссылать в ссылку…”. В 1705 году Пётр повторил указание. Нищих отлавливали, а все собранное ими позволялось изымать в свою пользу участникам “задержаний”. Предписывалось “всякого чина людям заказывать, чтоб тем бродящим милостыни никто не давал, а кто хочет милостыню подавать, пусть подаёт в богадельни. А кто не послушается… хватать, приводить в Монастырский приказ и брать с них пеню по указу”. В 1717 году Пётр издал новый указ о запрете нищим бродить по улицам. Чтобы учесть всех нуждающихся, велено было провести перепись бедняков, чтобы распределить их между “праздно живущими” монахами. То есть Церковь определялась как институт заботы о ближних.
Так что же помешало нашим предшественникам решить проблему нищеты — и настоящей, и профессиональной?
Преемники Петра с нищенством боролись больше на бумаге. Только при Екатерине II в 1775 году стали учреждаться приказы общественного призрения в 40 губернских городах. Среди функций “социальных” приказов были, например, такие: устройство народных школ, сиротских домов, больниц, домов для неизлечимых больных, богаделен, работных и смирительных домов…
В 1823 году Николай I учредил военно-арестантские роты, куда направлялись осуждённые за бродяжничество. В 1838 году в Москве и Санкт-Петербурге были созданы специальные полицейские учреждения — комитеты для разбора и призрения просящих милостыню…
И всё-таки, несмотря на все меры, бедность и профессиональное нищенство побороть не удалось. К концу XIX века среди нищих было уже 70 — 80% «профессионалов», а крестьяне тратили на подаяния около 230 млн рублей в год! Не помогли ни наказания, ни полиция.
Кнут или пряник?
Если проблему нельзя решить кнутом, то ведь всегда есть возможность использовать пряник…
Где пряник, там и кнут. Иногда в буквальном смысле: так, в Англии в середине XVIвека был принят закон, разрешающий пороть бродяг кнутом. Не помогло. Нищие не исчезали. Есть и другие примеры использования «кнута»: английский монарх Эдуард VI захотел разрубить гордиев узел и издал в 1547 году закон, обещавший бродягам и попрошайкам два года каторжных работ, клеймение литерой “V” за первое нарушение и смертную казнь — за второе. Благо, в мировых судах работали люди жалостливые и понимающие, жестокий закон они исполняли крайне неохотно.
Свою лепту в борьбу с тунеядством внесла и Елизавета I, преемница Эдуарда VI. Акт ее правительства (1572 г.) предписывал членовредительство: за первое нарушение протыкать ухо, за второе нарушение — вешать.
Но прянику тоже место нашлось, даже в жесокосердной Англии: закон дал определение профессиональным попрошайкам и безработным. Можно сказать, что в европейской практике появился закон о безработных. А вот закон о бедных — “Акт о помощи бедным” — был вымучен только в 1601 году…
Вот так много лет назад тратили годы, десятилетия и столетия на борьбу с тенью. Как видим, современная практика ничего нового не изобрела. Нам остается только сравнивать эффективность разных подходов.
Мы ходим по кругу?
Получается, всё было, всё попробовали, и сейчас человечество повторяет старые ошибки?
Понимая, что причина бедности и следующей за ней нищеты — отсутствие рабочих мест, нельзя допускать бездумного, непросчитанного сокращения рабочих мест. Если мы говорим конкретно о развитии рынка СИЗ, то, чтобы не допустить уменьшения потребления качественных СИЗ, необходима всемерная государственная поддержка и сбалансированная защита от внешних рынков. Как и во все времена, от государства зависит очень многое. И конечно, важнейшим этапом является взаимодействие между бизнесом и государством. В современном мире это необходимый этап работы и залог стабильности.
Неужели только милость власть имущих способна оградить простых людей от бедности?
Как мы знаем, часто именно собственная предприимчивость и находчивость регулярно выручали русский народ. Как говорится, голь на выдумки хитра.
И в чём должна заключаться хитрость для желающих сохранить рабочие места и избежать бедности?
Как я уже говорил, необходимо создавать новые рабочие места и осваивать новые специальности. Например, с интенсивным развитием строительства высотных зданий и принятием новых правил работы на высоте возникла острая необходимость в специалистах, умеющих профессионально выполнять различные работы с данной спецификой. Поэтому возникли центры по обучению работе на высоте. И если вы не уверены в завтрашнем дне, то можете приобрести новые проффессиональные навыки, пройдя переквалификацию и получив современную высокооплачиваемую специальность.
А какие специальности, на Ваш взгляд, будут востребованы в ближайшее время?
Хороший вопрос. Как известно, спрос рождает предложение, поэтому имеет смысл обратить внимание на преобретение, например, таких квалификаций:
- эксперт по охране труда и оценке профессиональных рисков;
- специалист по рециклингу одежды;
- разработчик моделей BigData;
- цифровой лингвист;
- оценщик интеллектуальной собственности;
- программирование в различных средах.
Я уверен, что многие в состоянии освоить новые специальности, не дожидаясь, снова обращаясь к образному языку пословиц, пока грянет гром.
Спасибо за эту беседу и надеемся на скорую встречу.
С удовольствием. Удачи вашему проекту.
Об авторе: Владимир Котов (на фото слева) — эксперт по стратегическому развитию бизнеса, член Совета «Ассоциации СИЗ», основатель успешных стартапов.