Какую спецодежду носили рабочие во время великих строек индустриализации? Чтобы выяснить это, мы решили найти фотодокументы, способные беспристрастно рассказать обо всём.
Неожиданно материал получился достаточно большим и обстоятельным. После революций и череды войн страна наращивала мощь в невероятном темпе. Да, всё это было сто лет назад, но, как известно, история норовит повториться…
Что такое индустриализация?
После провозглашения НЭПа к середине 1920-х разрушенная Первой мировой и Гражданской войнами экономика советского государства смогла воспрянуть. Промышленное производство достигло довоенного уровня (у экономистов принят «горизонт» – 1913 г.).
НЭП — новая экономическая политика, принятая 15 марта 1921 года X съездом РКП(б) и сменившая политику военного коммунизма, проводившуюся в ходе Гражданской войны и интервенции, которые привели молодое советское государство к экономическому упадку.
Однако ведущие западные страны серьезно опережали СССР в экономическом развитии. Этот разрыв становился все очевиднее и только продолжал нарастать. Необходимо учитывать, что существовавшие со времен Российской империи предприятия требовали реконструкции из-за изношенности оборудования и устаревания технологий. В отличие от царской России, у страны, где власть взяли большевики, не было в распоряжении иностранных займов и инвестиций, поэтому рассчитывать приходилось только на свои внутренние ресурсы.
Социалистическая индустриализация – это уникальный процесс форсированного наращивания промышленного потенциала СССР в 1928–1941 гг. с целью сокращения технического и экономического отставания от ведущих западных стран и для повышения обороноспособности в рамках «триединой задачи по коренному переустройству общества»: индустриализации, коллективизации, культурной революции. Реализована за счёт использования внеэкономических методов принуждения.
Путь к индустриализации был открыт на на 16-й партконференции в апреле 1929 года, в результате которой выработались основные принципы развития. В частности, власти решили превратить СССР «из страны, ввозящей машины и оборудование… в страну, производящую машины и оборудование».
Это было время, когда все технические процессы бурно развивались, меняя жизнь.
«Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут» – такое заявление сделал Иосиф Сталин в феврале 1931 года.
Советская пресса называла индустриализацию великим подвигом. Сейчас это стали подзабывать…
План ГОЭЛРО
Индустриализация по времени совпала с реализацией плана ГОЭЛРО (детище Ленина!), в основе которого лежали идеи построения социального государства.
Украинский агитационный плакат 30-х годов.
Выходец из России, политэконом и статистик Карл Баллод опубликовал под псевдонимом Атлантикус в 1898 году в Германии свою самую значительную работу «Государство будущего» (в 1906 году вышла на русском языке). Впоследствии она стала одним из оснований для разработки плана ГОЭЛРО. Баллод характеризовал свой труд как теоретическую базу создания социального государства: «В своей совокупности — это исследование даёт картину того, что достижимо в социальном государстве при централизованной организации». Баллод доказывал, что социализм – не утопия и что осуществление его возможно даже при современном уровне производительных сил. При этом социализм явился бы более экономной и эффективной системой, чем капитализм.
В 1920 году правительство РСФСР под руководством Ленина разработало перспективный план электрификации страны, для чего, в частности, и была создана Государственная комиссия по разработке плана электрификации страны под руководством Г. М. Кржижановского. К работе комиссии было привлечено около двухсот учёных и инженеров. Как они работали — и главное, в чем?
Уже здесь мы можем обратиться к фотодокументам. Разыскать их оказалось не такой простой задачей. Пришлось обращаться к архивам журналов «СССР на стройке» и «Советское фото» (https://archive.org/details/sovetskoe_foto). Людям, которые оцифровали громадный массив старых фотографий, мы очень благодарны!
Фото «Музея истории Мосэнерго» (pastvu.com/_p/a/i/z/y/izyzuqrm9vjfx61j3b.jpg). Монтаж оборудования временной Шатурской электростанции 1920 г. (Московская область). Люди одеты в то, у кого что осталось после войн и социальных потрясений. Вездесущие кепки и фуражки – по моде того времени. Человек без головного убора воспринимался как нечто ненормальное. Ноги – в онучах и лаптях. По фото трудно понять, просмолены лапти или нет… К лаптям мы еще вернемся!
На фото: торжественное открытие первенца ГОЭЛРО Волховской ГЭС в декабре 1926 г. Для Волховстроя «Электросила» совместно с металлическим заводом изготовили детали статоров и сложных крестовин генераторов. Хорошо видно, во что одевались рабочие. Голова покрыта кепкой, рабочий костюм, брюки с блузой навыпуск, у работниц – прозаичное минималистское платье. Часто на фото мы видим, что пуговки застегнуты под горло. Здесь воплощены понятия приличий тех лет, представления о том, как выглядеть образцовым, прилежным, «бравеньким».
На фото: строительство ГЭС «Красный Октябрь», 1926 г. (Невский район Ленинграда). Многие рабочие в армейских сапогах и военной одежде. Никаких касок: рабочий люд носил кепки.
На фото (https://foto-history.livejournal.com/8684654.html): штукатуры и маляры на строительстве городка Штергрэс, май 1926 г. Мы видим однотипные комбинезоны – очевидно, уже проявлялась забота о защите.
Это первая тепловая электростанция, построенная на территории Украинской ССР по плану ГОЭЛРО. Электростанция расположена в городе Миусинск Луганской области. Место строительства ГРЭС определили выбор источником водоснабжения реки Миус и горы (более 50 млн пудов) антрацитового штыба в отвалах рядом. Строительство началось в 1922 году. Первый генератор был запущен в 1926 году, а полностью станция введена в эксплуатацию в 1931 году. Она являлась градообразующим предприятием Миусинска, и возле неё вырос поселок Штергрэс (позже присоединённый к Красному Лучу).
Первые пятилетки. Великие стройки
Главный индустриальный рывок был осуществлён в годы довоенных пятилеток: первой (1928–1932 гг.), второй (1933–1937 гг.) и третьей (1938–1942 гг.). Третья пятилетка была прервана в июне 1941 г. в связи с началом Великой Отечественной войны.
Невозможно не привести список строек: он внушителен!
Крупнейшие стройки первой пятилетки
Название построенного объекта | Год ввода в эксплуатацию |
Ростовский Сельмаш им. Сталина | 1929 г. |
Ивановский меланжевый комбинат | 1929 г. |
Туркестано-Сибирская железная дорога (Турксиб) | 1930 г. |
Керченский (Крымский) металлургический завод им. Войкова | 1930 г. |
Сталинградский тракторный завод им. Дзержинского | 1930 г. |
Московский автомобильный завод им. Сталина | 1930 г. |
Запорожский завод комбайностроения | 1931 г. |
Харьковский тракторный завод им. Орджоникидзе | 1931 г. |
Краматорский машиностроительный завод | 1931 г. |
Днепровская гидроэлектростанция (ДнепроГэс) им. Ленина | 1932 г. |
Магнитогорский металлургический завод им. Сталина | 1932 г. |
Московский шарикоподшипниковый завод им. Кагановича | 1932 г. |
Кузнецкий металлургический завод им. Сталина | 1932 г. |
Горьковский автомобильный завод им. Молотова | 1932 г. |
Завод синтетического каучука в Воронеже | 1932 г. |
Березниковский химический комбинат | 1932 г. |
Челябинский тракторный завод | 1933 г. |
Уральский завод тяжёлого машиностроения | 1933 г. |
Беломорско-Балтийский канал им. Сталина | 1933 г. |
Крупнейшие стройки второй пятилетки
Название построенного объекта | Год ввода в эксплуатацию |
Запорожский металлургический завод (Запорожсталь) | 1933 г. |
Луганский завод паровозостроения | 1933 г. |
Азовсталь | 1933 г. |
Криворожский металлургический завод им. Ленина | 1934 г. |
Липецкий металлургический завод | 1934 г. |
Соликамский калийный комбинат | 1934 г. |
Московский метрополитен | 1935 г. |
Новотульский металлургический завод | 1935 г. |
Канал Москва — Волга (им. Сталина, 1937 г.). | 1937 г. |
Крупнейшие стройки третьей пятилетки
Название построенного объекта | Год ввода в эксплуатацию |
Комсомольская ГЭС | 1938 г. |
Уфимский нефтеперерабатывающий завод | 1938 г. |
Балхашский медеплавильный завод | 1938 г. |
Марийский целлюлозно-бумажный комбинат | 1938 г. |
Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат | 1939 г. |
Угличская ГЭС | 1940 г. |
Нижнетагильский металлургический завод им. Ленина | 1940 г. |
Петровск-Забайкальский металлургический завод | 1940 г. |
Среднеуральский медеплавильный завод | 1940 г. |
А теперь проиллюстрируем, как работали люди того времени.
Им было необходимо быстро учиться. Торжествовало правило: «Научился сам — научи товарища». Нелегкая доля выпала женщинам: они тянули лямку наравне с мужчинами. В кадре – буденовки да лапти. Никаких очков и рукавиц.
Многое было построено в то время, причем не только заводы, но и города, и вообще инфраструктура нового типа.
На фото: строители за работой, 1928 г. Прозаичные рубахи, фартуки, сапоги. Обязательный картуз или фуражка. Касок на стройке пока не знали…
На фото: строитель Магнитогорского комбината, 1930 г. Одежду на этом снимке трудно проанализировать, но здесь ценна драматургия кадра, противопоставление единицы (человека) огромному стальному колоссу. 31 января 1932 года была запущена первая доменная печь комбината, летом того же года дала чугун вторая домна, ещё через год — домны №№ 3 и 4, также были запущены четыре мартеновские печи. Строительство металлургического комбината в целом было осуществлено в рекордно короткие сроки.
А на этом фото мы видим строителей Магнитогорского комбината в палатках и их спартанский быт. Из временного жилья людей переселяли в бараки.
Барак — дешёвое, быстровозводимое жилое здание, чаще всего строящееся из дерева и рассчитанное на короткий срок службы, имеющее общие жилые помещения, кухню и санузел.
Внутри одного из бараков в Магнитогорске, 1933 г. Фотография неизвестного автора.
На фото: работа арматурщиков при строительстве московского метро, 1933 г. Телогреечки, кепка, шапка — и никаких защитных рукавичек. По всей видимости, последние были известны, но… на всех не хватало.
Аккумуляторная вагонетка везет смену строителей московского метро, 1933 г. Простецкие рабочие костюмы, прозодежда. И опять мы видим кепки: время касок еще не наступило…
Заготовка опалубки и кружал форшахты московского метрополитена, 1933 г. Из архива фото газеты «Метростроевец».
Редкое фото, демонстрирующее, что уже в 20-30-е годы активно применялась сварка. Рукавицы, кепка задом наперед – козырек мешает. Нехитрые, еще ручные, щитки – эффективное средство защиты!
На строительстве метро, 1933г. Из архива старых фото газеты «Метростроевец».
На фото: штукатуры за отделкой станции метро «Красные ворота» в Москве. Она была открыта в 1935 году. Рабочие в костюмах и ботинках: в городе лапти не носили.
Строитель-метростроевец у бетономешалки, 1933 г. Брезентовый вощеный (или просмоленный) костюм и шляпа-зюйдвестка. Время прорезиненной ткани для массовых потребностей еще не наступило.
Заготовка опалубки и кружал форшахты метро. Люди работают в брезентовых костюмах.
На фото: ударник Анжерки забойщик Кусаинов, 1931 г. («Анжерка» – Анжеро-Судженское угольное месторождение (Кузбасс). Человек не в каске, а в зюйдвестке из плотного брезента с пропиткой. Она защищала от воды, пыли и грязи, но не от удара…
Фото «стахановца» Никиты Изотова, Горловка, Донбасс, 1932 г. Рабочий без рукавиц, но в прочной брезентовой (и двубортной, как у пожарных тех лет) куртке. А главное – на голове у него каска из фибры (ткань, пропитанная смолой). Подробнее о начале применения касок в СССР см. https://getsiz.ru/kaskin-vek-100-let-spasaya-zhizni.html
На фото: бригадир котельщиков Кузнецкстроя, 1931 г. Он в телогрейке и рукавицах. Котельщик – тяжелая профессия. Ее представители собирали котлы клепкой. При этом один упирается молотом с одной стороны в раскаленную заклепку (его называли глухарем: от такой работы быстро глохли), второй бьет по заклепке с противоположной стороны.
На фото: клепальщики Кузнецкстроя за работой, 30-е годы.
Интересный момент наложения технологий: уже изобретена и кое-где с успехом применяется сварка, но клепка массово используется по инерции, так как всем хорошо знакома. Кузнецкий металлургический комбинат был построен ударными темпами, за 1000 дней, и в 1932 году дал первую плавку.
На фото: группа ударников доменного цеха Кузнецкого металлургического комбината, 1932 г. На переднем плане рабочие в брезентовых куртках и суконных шляпах, защищающих от жара, окалины, искр и брызг металла.
На фото: рабочие Сталинградского тракторного завода устанавливают коленчатые валы, 1931 г. В 1926 г. было принято решение строить в приволжской степи (говорят, что на арбузном поле) завод-гигант, который бы работал по новым американским принципам массового поточного производства. В 1930 году выпущен первый трактор! Обратите внимание на то, что слесари работают без перчаток. Рабочие робы промаслены, похоже, насквозь – насколько можно судить по фотографии.
Сталинградский тракторный завод, 30-е годы. Гальванический цех. Рабочие в защитных фартуках и рукавицах (но не все). Нет очков и респираторов, хотя противогазы в то время уже существовали.
Фото: Сталинградский тракторный завод, школа фабрично-заводского ученичества — действующая кузница кадров.
Сталинградский тракторный завод. Фото, которое нельзя не показать: «орден верблюда» – за брак! Снимок наглядно говорит об организации труда и мотивации работников.
Источник – «Коммерсант»/РГАКФД/Росинформ.
На фото: доска соревнования, Магнитогорск, 1932 г. Еще один снимок о научной организации труда. Правильно организованное соревнование интенсифицирует работу.
На фото: сборочный конвейер Сталинградского тракторного завода, 30-е годы. Работница на сборке – без косынки, с голыми плечами. Такое было возможно…
На фото: Сталинградский тракторный завод, термический цех. Удивительное фото с точки зрения истории СИЗ! Рабочий справа — в валенках: это говорит нам о том, что в цехах жарко не было. Рабочие слева – в брезентовых рукавицах и очках. Они заняты автогенной сваркой. Головы у них покрыты кожаными шлемами – это еще не каски, но от огня защищали хорошо. Источник: https://les.media/articles/236913-stalingradskiy-traktornyy-zavod.
На фото: Сталинградский тракторный завод, шлифовка головок блока цилиндров. Рабочий в очках с прозрачными линзами! Правда, без респиратора, перчаток, изолирующей одежды… Похоже, СИЗ тогда использовались только в случаях, когда неприменение приводило к инвалидности.
На фото: Сталинградский тракторный завод, 1931 г. Рабочие на механической обработке литых деталей. На них мы видим и рукавицы, и очки, и рабочие костюмы, застегнутые на последнюю пуговку (сильно воздействует абразивная пыль). На дальнем плане – люди в защитных фартуках.
На фото: Сталинградский тракторный завод укомплектован американскими станками, 30-е годы. Бренд Ingersoll Rand до сих пор существует и выпускает индустриальное оборудование. Еще одна примета массового конвейерного производства – рольганг на переднем плане, упрощающий перемещение тяжелых агрегатов и узлов.
Сотрудничество с США. Амторг
Молодому советскому государству необходимо было сотрудничество с технологически развитыми и экономически мощными странами, которые могли бы научить и помочь, в некоторых проектах — стать партнерами. Поэтому налаживались связи с Германией, Канадой и в особенности — с США.
Амто́рг (англ. Amtorg Trading Corporation) – акционерное общество, учреждённое в штате Нью-Йорк (США) в 1924 году с целью содействия развитию советско-американской торговли в первые годы существования Советской России и выступавшее в роли посредника при осуществлении экспортно-импортных операций советских внешнеторговых объединений с американскими компаниями. Амторг осуществлял закупки в США оборудования для нужд СССР, проводил приёмку закупленных товаров и контролировал их отгрузку. Амторг базировался в Нью-Йорке. В Москве по адресу Трубниковский переулок, д. 19 находилось генеральное представительство Амторга – «Совамторг».
Компания была инкорпорирована в Нью-Йорке 27 мая 1924 года (то есть, до установления американо-советских дипломатических отношений) как частное акционерное общество с участием советского капитала в результате слияния контролируемых советским правительством торговых компаний АРКОС (ARCOS) и «Продактс эксчейндж корпорейшн» (Products Exchange Corporation). Формально основными держателями акций являлись Внешторгбанк, Центросоюз и даже советские руководители корпорации.
В 1929-1930 гг. 1700 американских компаний продали через Амторг товаров на сумму 94,5 млн долларов, то есть более 50% всего объёма торговли между двумя странами, причём значительная часть (35%) закупок в США приходилась на долю Всероссийского текстильного синдиката.
Создание и последующая деятельность Амторга стали возможными в связи с занятой правительством США официальной позицией – не признавая Советской России дипломатически и не развивая торгово-экономических отношений с ней на официальном уровне, не препятствовать вместе с тем частным американским компаниям, проявляющим интерес к установлению торгово-экономических отношений с советскими торгово-промышленными организациями и ведомствами.
И позже, во время Второй мировой войны, Амторг вместе с Государственной закупочной комиссией занимался поставками военной техники и промышленного оборудования в СССР по программе ленд-лиза (см. наш материал https://getsiz.ru/lend-liz-pobedit-zlo-vsem-mirom.html).
При содействии Амторга советским властям удалось установить контакты с крупнейшими американскими организациями и компаниями.
Иностранные специалисты
В годы Великой депрессии Амторг объявил о наличии в СССР около 12 тыс. вакантных рабочих мест в различных отраслях промышленности. Одновременно в ряде леволиберальных периодических изданий США были опубликованы рекламные объявления, подобные тому, которое появилось в журнале «Нэйшн» (The Nation) 16 января 1929 года: «Интеллектуалы, работники социальных служб, мужчины и женщины, имеющие специальность, от чистого сердца приглашаются в Россию… страну, в которой проводится величайший в мире эксперимент, страну с созвездием живописных народов, чудесной природой, восхитительной архитектурой и экзотическими цивилизациями».
Почему безумный план сработал?
Америка только переживала Великую депрессию и экономический кризис (депрессия после Первой мировой войны наиболее сильно оказала влияние на экономики США, Канады, Великобритании, Германии и Франции, но ощущалась и в других государствах). В наибольшей степени пострадали промышленные города, в ряде стран практически прекратилось строительство.
На фото слева: быт американцев во времена Великой депрессии. Справа: рабочие в джинсовых комбинезонах.
«Засветится» ли «джинса» в Советской России времен НЭПа?
Уверенные в себе специалисты были готовы на авантюру — поехать очертя голову туда, где платят. И то, что они сделали, – важно и значимо для ныне живущих поколений.
Они увидели другую страну, ее людей, иные подходы к делу. Да, можно говорить о культурном шоке. Но «вывез» ситуацию энтузиазм, горячее желание созидания. Этот поток, как горячая лава, увлек всех.
К 1930 году было развёрнуто строительство около 1500 объектов, из которых 50 поглощали почти половину всех капиталовложений.
При содействии иностранных специалистов был воздвигнут ряд гигантских промышленных сооружений: ДнепроГЭС, металлургические заводы в Магнитогорске, Липецке и Челябинске, Новокузнецке, Норильске, а также Уралмаш, тракторные и машиностроительные заводы в Сталинграде, Челябинске, Харькове, Уралвагонзавод, ГАЗ, ЗИС и др. 1 июня 1931 года между США и СССР был заключён контракт об участии американских инженеров в постройке 90 советских металлургических заводов.
Иностранные специалисты часто приезжали вместе с технологиями и оборудованием, которые СССР активно закупал за границей. Фото: РИА Новости.
Возможно, в то время в СССР были завезены разнообразные зарубежные средства защиты (например, каски Bullard, изобретенные в 1919 г.) и образцы спецодежды, которые в Стране Советов рассмотрели и приняли к сведению (а возможно, и скопировали). Документальных свидетельств нет, но вероятность того высокая.
На фото: иностранные специалисты в СССР. Джинсы vs папахи! Источник https://www.thevoicemag.ru/social/stories/inostrannye-specialisty-v-sssr/.
Первые нормирующие документы о спецодежде
С целью увеличения стимула к работе оплата стала сильнее привязываться к производительности. Активно развивались центры по разработке и внедрению принципов научной организации труда. Один из крупнейших центров такого рода, Центральный институт труда (ЦИТ), создал около 1700 учебных пунктов с двумя тысячами квалифицированнейших инструкторов в разных уголках страны. Они действовали во всех ведущих отраслях народного хозяйства — в машиностроении, металлургии, строительстве, легкой и лесной промышленности, на железных дорогах и автотранспорте, в сельском хозяйстве и даже в военно-морском флоте.
После принятия КЗоТ СССР в 1922 г. в стране было введено довольно много новых нормативных документов, касающихся выдачи спецодежды, индивидуальных средств защиты, гигиенических средств и т. п.
Постановлением НКТ СССР от 4 ноября 1926 г. № 273/384 «Нормы спецодежды и предохранительных предметов для рабочих строительного производства и промышленности строительных материалов» впервые были узаконены сроки и нормы выдачи спецодежды. Эти нормы – и тут мы возвращаемся к лаптям – предписывали выдачу землекопам лаптей (на 2 недели работы) или просмоленных чуней (на 3 месяца). Подробнее – в материале Гетсиз (https://getsiz.ru/vsyo-v-norme.html).
В своей дальнейшей деятельности Наркомтруд СССР неоднократно принимал постановления по обеспечению трудящихся различных профессий спецодеждой и средствами индивидуальной защиты. К таким документам следует отнести Постановление НКТ СССР от 12 ноября 1927 г. № 354 «О спецодежде для рейдовых грузчиков, занятых на погрузке и разгрузке кислот», а также Постановление НКТ СССР от 24 мая 1932 г. №95 «О приобретении предприятиями через торговую сеть некоторых видов спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений и о порядке их использования». Согласно последнему, спецодежда и другие средства защиты должны были выдаваться работникам только на время работы и только тем, чьи профессии прописывались в нормах.
Это было сделано!
Вот несколько важных цифр, характеризующих итоги индустриализации СССР в период с 1922 по 1937 годы:
- ежегодно запускалось в эксплуатацию до 700 фабрик и заводов (нижний показатель – 600);
- к 1937 году рост промышленности в 2,5 раза опережал показатели 1913 года. Объемы промышленности выросли значительно: СССР вышел на 2-е место в мире. Напомним, что в 1913 году Российская империя занимала по этому показателю 5 место в мире;
- СССР стал полностью независимым государством в плане военном и экономическом. Без этого нельзя было победить в войне;
- полное отсутствие безработицы. В 1928 году она составляла 12%, но благодаря индустриализации в СССР работали все.
Были созданы целые новые отрасли: автомобильная, тракторная, комбайновая, химическая промышленность, станкостроение, моторостроение, самолетостроение, комбайностроение. Впервые в России стали производить промышленный азот, синтетический каучук, искусственное волокно. Новые отрасли оснащались передовой, в основном импортной (немецкой, американской) техникой: импорт составлял до 80-85% машин и оборудования новых (или реконструированных) предприятий.
В результате индустриализации ускорилась урбанизация. Были созданы десятки новых городов («соцгорода»), изменился уклад жизни людей, которые массово переселились из деревень. В 1930 году в СССР ввели всеобщее начальное образование, а в городах — обязательное семилетнее.
Были и минусы — например, в управлении.
В 1934 году повсеместно был внедрен хозрасчет, хорошо зарекомендовавший себя. Но уже в 1936 году вернулся жесткий административный контроль. Административные методы и хозрасчет циклически сменяли друг друга и в дальнейшем. Первые пятилетки сделали главное – создали промышленность и новую экономику. Но усилилась бюрократия, связанная с множеством ведомств и министерств. Промышленность разделили между ними, и пока их было немного, Госплану удавалось притирать их друг к другу. Однако со временем это стало труднее, и создание плана постепенно превращалось в административный произвол.
В современной России среди экономистов и историков ведутся дискуссии об индустриализации, где одни ставят под сомнение её результаты для советской экономики и критикуют, а другие считают, что это было важное достижение СССР, на которое не оказалось бы способным капиталистическое государство.
Как бы то ни было, это часть нашей истории. Давайте же помнить о ней и рассказывать младшим!
Эдуард Арцрунян, «Партия – наш рулевой. Коллективизация, индустриализация», плакат. Издательство «Изобразительное искусство», 1969 г.