Торгово-промышленная палата России (ТПП) предлагает ввести заградительные пошлины на медицинские маски и одноразовую одежду из Китая. С данной инициативой организация обратилась к Правительству РФ.
Таможенная политика является важной составляющей экономической политики государства. Государство должно стремиться ускорить темпы социально-экономического развития, сохранив при этом баланс между поддержкой отечественного производителя и свободной торговлей. Сторонники протекционизма критикуют доктрину свободной торговли с позиции роста национального производства и занятости населения. Сторонники свободной торговли, в свою очередь, критикуют протекционизм с позиции свободы предпринимательства и защиты прав потребителей.
Правда, скорее всего, лежит посередине этих мнений. В России действуют различные пошлины на ввоз средств индивидуальной защиты, и вопросов к ним, которые необходимо обсуждать, у профессионального сообщества накопилось много. Например, таможенная пошлина на защитные очки составляет сейчас 5% от стоимости, а пошлина на комплектующие для защитных очков – 10%. Подобные несоответствия не мешают стимулировать производство в России.
Объем российского рынка СИЗ в 2019 году составил 160 млрд рублей. Объем рынка СИЗОД в России по оценке Гетсиз.ру составляет 17 млрд рублей, из которых на долю легких респираторов приходится около 50% (8,5 млрд рублей).
Проанализировав базу данных таможенной статистики внешней торговли РФ, можно сказать, что в 2019 году в Россию импортировалось 21,026 млн респираторов на сумму $10,92 млн, что составляет менее 10% от проданных в России легких респираторов. С учетом пошлин и НДС, в 2019 году объем продаж импортных респираторов в России составил 720 млн рублей. Импорт этих СИЗ снижается во многом благодаря увеличению их производства на территории РФ.
По сравнению с 2017 годом, импорт респираторов в штуках сократился на 40%. В России активно развивается промышленный рынок одноразовой одежды с ограниченным сроком носки. Согласно расчетам Гетсиз.ру и мнению экспертов рынка, в 2019 году в РФ было реализовано 4 млн комбинезонов ограниченного срока носки на сумму около 1,2 млрд рублей (0,9% от общего объема рынка). Сразу хотим оговориться, что мы не ведем речь только о технологичных комбинезонах высокого уровня защиты (5 и 6 класс). С импортом одноразовых комбинезонов необходимо сначала детально разобраться. В российской промышленности массово используются комбинезоны ограниченного срока применения из высокотехнологичного материала, часто со свойствами химической защиты, например, комбинезоны «Тайвек» (DuPont), «Альфатек» (Ansell), Micro MAX (Lakeland), Uvex 5/6 классик (Uvex). В России подобные материалы и комбинезоны не производятся. Рост пошлин существенным образом увеличит цены для конечного потребителя, который все равно будет брать данные комбинезоны, так как российской альтернативы нет.
О данных комбинезонах Гетсиз.ру писал. В основном, подобная одежда импортируется. Поможет ли введение заградительных пошлин российским производителям? Какие плюсы и минусы для российского рынка СИЗ несет данное предложение?
Гетсиз.ру собрал мнения производителей СИЗ и участников российского рынка.
Владимир Астахов, генеральный директор ООО «Респираторный комплекс»
Компания «Респираторный комплекс» поддерживает подобную инициативу. В период пандемии в Китае в разы увеличили объемы производства масок и респираторов, что представляет серьезную опасность для отечественного рынка. Вся эта продукция скоро хлынет на российский рынок по разным каналам, в том числе под брендами и торговыми марками наших новоявленных производителей СИЗОД (и не только). В Китае у производителей фильтрующих материалов также существуют планы поставлять на рынок России продукцию более высокого ценового диапазона, поэтому поддерживаю инициативу с заградительными пошлинами — это нормальная практика любого государства. При этом поддерживаю идею обнуления пошлин для поставок импортных материалов, предназначенных для изделий медицинского назначения. Мы уже воспользовались этим предложением и хотим увеличить поставки данной продукции.
«Респираторный комплекс», «Зелинский групп», РОСОМЗ и другие воспользовались льготным финансированием на покупку оборудование под 1% из Фонда развития промышленности (ФРП). Плюсом является возможность возвращения основного долга уже со следующего года. Эта система работает, правда немного в усложненной форме для участников нацпроекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости». На прошлой неделе в Санкт-Петербурге мы с президентом АСИЗ Владимиром Котовым обсуждали возможность обмена подобной информацией между участниками проекта и заинтересованными руководителями членских организаций в режиме онлайн. На площадке Гетсиз.ру наша компания вместе с «Зелинский групп» (Пермский край еще раньше вступил в нацпроект) мы можем поделиться своим опытом. Это реально работает! С Федеральным центром компетенций у нас сложились хорошие рабочие отношения.
Минпромторг и многие участники рынка сейчас решают проблему дефицита необходимых для производства материалов. Основным производителям необходимо договориться для координации работы на Росрезерв.
Борис Дубовик, генеральный директор ООО «Зелинский групп»
Считаю, это право и даже обязанность любого государства — вести взвешенную протекционистскую политику. Особенно сейчас. Ситуация с пандемией наглядно показала, что ориентация только на глобализацию не гарантирует множеству стран защищенности и наличия требуемых сил и средств для решения возникших проблем. Границы закрылись в один момент, сырье и готовая продукция перестали перемещаться, и вот уже закрылись казавшиеся ранее надежными каналы поставок.
Российские производители медицинских изделий и средств защиты, серьезно увеличившие объем выпуска продукции и организовавшие для этого десятки и сотни новых рабочих мест, должны быть уверены, что их продукцию купят, и им не придется увольнять недавно нанятый персонал. Решить этот вопрос можно как подобными мерами (введением пошлин на импортную продукцию), так и стимулированием спроса на отечественную продукцию как со стороны государства: через закупки в федеральные и региональные резервы — так и со стороны крупных корпоративных заказчиков.
Однако, на мой взгляд, это должен быть целый комплекс обдуманных, взаимосвязанных и синхронизированных мер и предложений, чтобы не получилось так, как, например, с Постановлением Правительства № 223. Цель этого нормативного документа была понятна и оправдана на момент его принятия, но в отсутствие четкого алгоритма, какой именно товар из указанного в Постановлении кода ТН ВЭД можно грузить, а какой нет, ФТС запретило отгрузку на экспорт всех товаров по указанным в Постановлении кодам. Причем это коснулось и тех товаров, которые к медицинским изделиям не имели вообще никакого отношения. Пострадали от этого как раз отечественные производители товаров несырьевого экспорта, которые долго и упорно выходили с продукций на зарубежные конкурентные рынки, завоевывали доверие потребителей промышленной продукции.
В России должно быть собственное производство и средств индивидуальной защиты, и сырья для их изготовления. Также должны быть резервы СИЗ, сырья и производственных мощностей. Тогда и уровень зависимости от экспорта будет меньше.
Лев Шапиро, генеральный директор ООО «УвексСПР»
«Увекс СПР» является производителем СИЗ, в том числе и респираторов. Уже более трех лет наша компания производит СИЗ и в России.
Инициатива Торгово-промышленной палаты ввести заградительные пошлины на некоторые СИЗ, в том числе и респираторы, вызывает у меня ряд вопросов. Глава ТПП предлагает министру финансов ввести заградительные пошлины. А что думает профессиональное сообщество? Какое мнение у Минпромторга, Минздрава, Минтруда по данной инициативе? Непонятно, кто оценивал последствия подобных мер, кроме роста поступлений в казну.
Китай разрешил экспорт не так давно. Кто мешал предприятиям в России завалить страну масками, костюмами и респираторами в прошедшие три месяца? По мнению президента Торгово-промышленной палаты господина Катырина, «низкокачественные дешевые средства индивидуальной защиты из Китая, заполняя в период пандемии российский рынок, не позволяют российскому производству набрать мощности и стабильно конкурировать на этом рынке». Получается, что организовать проверку качества на ввозимую продукцию и разобраться в разрешительных процедурах сложнее, чем просто взять и запретить. На всех китайских масках написано, что они не медицинские и ни от чего не защищают! Почему не медицинские маски попадают в больницы? С этим никто не хочет разбираться, проще запретить.
Компания «Увекс СПР» производит респираторы и завозит их в Россию. Вся продукция сертифицирована и маркирована по ТРТС 019/2011. Во время пандемии мы не поднимали цены и поставляли в приоритете медицинским учреждениям. К качеству никаких претензий никогда не было. Кому мешают наши респираторы?
Про медицинские маски не могу сказать, но производство респираторов — это сложный и технологичный процесс. Готовы ли российские производители удовлетворить текущий спрос? Сомневаюсь. Но то, что для конечного потребителя цена на респираторы вырастет, у меня сомнений нет.
Виталий Румянцев, руководитель направления «Защитная одежда» в России и СНГ компании Ansell Limited
Давайте представим, что завтра начинает действовать заградительная пошлина в размере 100%. Что это изменит? Ничего. Множество производителей, в том числе и «Анселл», имеют свои производственные мощности в Китае и изготавливают там продукцию, отвечающую самым жёстким международным стандартам. Пошлина, как правило, вводится по коду ТН ВЭД, поэтому и высокотехнологичный комбинезон «Альфатек», в котором можно контактировать с носителями самых опасных инфекций, и халат из простейшего спанбонда, сделанный безымянным китайским производителем, окажутся в одной категории. Как результат – импортная высококачественная продукция станет совсем не по карману российским потребителям, халаты из спанбонда немного подорожают, но никуда не уйдут с рынка.
Ни для кого не секрет, что в России не хватает собственных материалов для производства одноразовой одежды, хотя успешно производятся, например, нетканые утеплители. Поддержка и стимулирование российских и международных компаний для открытия локальных современных технологичных производств, способных вывести на новый уровень качество производимых в России средств защиты, – вот на чём сейчас должны быть сконцентрированы усилия государства.
Евгений Шувалов, эксперт рынка СИЗ
Пандемия COVID-19 обострила вопросы рынка СИЗ, которые не решались много лет: локализация производства СИЗОД, создание национального резерва СИЗ на случай ЧС, отсутствие отечественного сырья. Все эти вопросы много лет поднимались профессиональным сообществом. Поднимались, но не решались. И решить их быстро и эффективно, с учетом интересов производителей и потребителей, не получится. По моему глубокому убеждению, чиновники, принимающие сейчас решения, до сих пор не разобрались, что такое средства индивидуальной защиты и для чего они необходимы. Это видно из перечня, предложенного Торгово-промышленной палатой. Необходимо разграничить СИЗ для медицины и СИЗ для промышленных предприятий. Наши руководители департаментов и министерств никак не могут понять, что защитная маска — это не СИЗ, медицинский респиратор KN-95 не имеет необходимых сертификатов, комбинезон из спанбонда не является качественной защитой.
По моему мнению, отсутствие у чиновников глоссария защитных средств для борьбы с пандемией является большой проблемой. Именно поэтому в одних сообщениях идет речь о введении заградительных пошлин на все маски и респираторы, в других — о «медицинских масках, респираторах, комбинезонах».
Хотелось бы понять, какие продукты имел в виду господин Катырин, внося инициативу в Правительство РФ. Нигде не прозвучало, какую конкретную планируется сделать заградительную пошлину. Сам термин «заградительная пошлина» подразумевает пошлину в размере 50-100% от стоимости товара. Если это так, то импорт респираторов и комбинезонов фактически прекратится. Это равнозначно прямому запрету. На промышленном рынке импортных респираторов используется менее 10% от общего объема. Большую долю занимает отечественная продукция. 3М каждый год увеличивает долю респираторов, произведенных на российском заводе в Волоколамске. Производство там увеличивается заметными темпами. Да и российские производители («Респираторный комплекс», «Зелинский групп», Кимрская фабрика им. Горького) нарастили свои мощности в разы.
Стоит ли из-за 10% импортных респираторов вводить заградительные пошлины?
Подобные решения, по моему мнению, необходимо принимать только после детального обсуждения с профессиональным сообществом, Ассоциацией СИЗ и с представителями потребителей. Готовы ли потребители отказаться от импортных СИЗ и перейти полностью на продукцию отечественных производителей?