В Казахстане представители бизнеса собираются провести митинги против маркировки обуви, которая станет обязательной 1 апреля, сообщает Atameken Business. Предприниматели считают, что борьбу с контрафактом – она декларируется как главная цель введения маркировки – должны вести госорганы.
«Решение проблем с контрафактом уже возложено на таможенные органы и не должно решаться усилиями бизнеса. Сегодня реализованы системы контроля товарооборота, оптовое звено прозрачно из-за камеральной сверки у контрагентов электронных счет-фактур, то есть налоговым органам уже прозрачны товаропотоки. С импортом контрафактной продукции борется таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности», – считает управляющий директор Департамента торговли Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Асет Айтбаев.
Аналогичного мнения придерживается юрист Айнура Кайдарова: «Эта борьба закреплена за конкретными государственными органами. Мы говорим, что для того, чтобы бороться с контрабандой и контрафактом не нужна маркировка. Нужно усилить борьбу с коррупцией в рядах таможенных органов, усилить работу подразделений экономических расследований, финмониторинга. И, в целом, усилить работу правительства. Этого нельзя делать за счет предпринимательства».
Издание приводит в пример предпринимательницу Леонору Пак. Из-за новых правил она ежемесячно теряет до 7 млн тенге (около 1,2 млн руб.). Бизнесвумен уверена, что к началу апреля физически не успеет промаркировать 40 тыс. пар обуви, хранящихся на складах. «Мы платим налоги в госбюджет, мы даем рабочие места. У нас есть сотрудники, продавцы, за которых мы стабильно ежемесячно платим налоги. Выгодно это будет только частным компаниям, которые будут получать те же самые три тенге с каждого штриха Data Matrix», – сказала предприниматель.
Представители назначенного государством единого оператора маркировки, считают, что она сможет минимизировать теневой рынок и избавить Казахстан от контрафакта. Что касается стоимости процедуры, оператор ссылается на мировой опыт и установленный властями тариф.
«Оборот обувных товаров в Казахстане составлял порядка 30-35 млн пар в год. Эта информация взята официальных источников. На сегодняшний день зарегистрировано порядка 60 млн кодов маркировки. Оценить теневую экономику можно только ее отбелением. По официальной статистике госорганов теневой оборот именно индустрии товаров составляет до 50%», – заявил управляющий директор проектного офиса Единого оператора маркировки Алмат Исмаилов.
Импортеры и бизнесмены уверены, что маркировка выгодна лишь отечественным производителям, которые наносят код непосредственно при изготовлении. Предполагается, что из-за нововведения обувь в стране подорожает как минимум, на 20%, а часть бизнеса уйдет с рынка.
Ранее издание приводило данные, согласно которым базовые затраты, связанные с исполнением требований по маркировке обуви, на одну торговую точку при среднем обороте в 5 тыс. пар составляют порядка 1,2 млн тенге (197 тыс. руб.).