В декабре 2016 года Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) выпустила мобильное приложение «Я – инспектор» для фиксации нарушений требований трудового законодательства в сфере охраны труда. Приложение вошло в систему электронных сервисов для работников и работодателей «Онлайнинспекция.рф».
Любой гражданин с помощью приложения может сфотографировать нарушения требований охраны труда по одной из предложенных тематических категорий, дополнив фотоматериалы комментариями, а затем отправить обращение в государственную инспекцию труда.
Поясняющий видеоролик помогает быстро познакомиться с устройством сервиса:
Устанавливаем
Приложение размещено в популярных магазинах приложений для мобильных устройств Google Play и AppStore. Оно бесплатно.
Для загрузки программы на телефон необходимо от 34 до 91 Мб свободной памяти. Действующая на сегодня версия «Я – инспектор» 2.1.185 APK обновлена 13 февраля 2018 года (это говорит о том, что программа совершенствуется).
Авторизуемся
«Просто так» скачать и воспользоваться сервисом не получится. Потребуется авторизация пользователя через портал госуслуг (https://www.gosuslugi.ru/).
Сложностей это не вызывает, но для пользователя служит сигналом: к информации, которую он предоставляет впоследствии, следует относиться ответственно.
После регистрации обращаемся к простому меню.
Выбираем категорию
«Оплата труда» – нужный и важный раздел. За девять месяцев 2018 года в Роструд поступило почти 360 тыс. обращений, в том числе 125 тыс. связанных с задолженностями по заработной плате. Об этом сообщил начальник управления государственного надзора в сфере труда Роструда Егор Иванов на пресс-конференции, посвященной предстоящей в декабре выставке «Безопасность и охрана труда».
Но нас больше интересует категория «Охрана труда». Из предложенных сервисом выбираем категорию проблемы:
- рабочие без касок на строительной площадке;
- строительная площадка без ограждения;
- работники на стройке без страховки;
- работник нарушил порядок расследований несчастного случая;
- работодатель скрывает несчастный случай.
Включаемся в работу «Я — инспектор»!
Есть ли в Москве нарушения?
К сожалению, нарушения не редки. Причины известны: общая атмосфера необязательности, низкая дисциплина на рабочей площадке, привлечение работников с недостаточным уровнем образования и низкой мотивацией, отсутствие контроля со стороны должностных лиц, ответственных за охрану труда, и многое другое. Мнение частное, каждый может сам подумать, почему это происходит.
Первая ситуация. 18 октября — Север Москвы. Стройка. Прецедент: на строительной площадке рабочий без каски и привязи на высоте. Оформляем, фотографируем то, что видно с улицы, не заходя на строительную площадку.
Для этого же и создан сервис? Боремся с нарушениями охраны труда.
Вторая ситуация. 18 октября — Север Москвы.
Ведутся высотные работы примерно на 15 этаже. Рабочие в привязях, но ими не пользуются. Статус-кво: положены привязи – мы их надеваем.
Но крепиться страховочным стропом никто не спешит, не до того. Очевидно, что нарушаются правила охраны труда при работе на высоте. Поможет нам в этом приложение «Я – инспектор»? Фотографируем.
Третья ситуация. 18 октября — Север Москвы.
Другой адрес, но все та же категория рабочие без каски на строительной площадке.
Подозрительно смотрят, смеются. Всех все устраивает. Повторюсь, съемка ведется просто с улицы, на строительную площадку попасть невозможно, но нарушений никто не скрывает.
Кто может исправить ситуацию? Причем здесь я? Я могу только сообщить о нарушении.
Оформляем обращение
Для того чтобы «сообщить о проблеме», нужно оформить ее по несложному алгоритму. Для этого следует сфотографировать информационный щит застройщика с паспортом объекта, указать адрес, приложить фото нарушения и кратко описать происходящее. Без заполнения соответствующих окон сервис не даст возможность осуществлять дальнейшие шаги.
После того как проблема зафиксирована, оформлена и отправлена, в папке «Мои проблемы» появляется индикатор с указанием количества заявленных ситуаций. Сразу после отправки активируется значок «В процессе решения».
На указанную при регистрации электронную почту приходит ответ:
«Ваше заявление пройдет модерацию, и при условии соответствия правилам портала и наличии всех необходимых данных, уже сегодня будет направлено в Государственную инспекцию труда в городе Москве. В течение 30 календарных дней инспекцией труда Вам будет предоставлен ответ, который будет опубликован в карточке данной проблемы на портале. На Вашу почту о факте публикации ответа придет соответствующее уведомление. В случае если Ваше заявление будет нуждаться в корректировке, администрация портала известит Вас по почте, указанной при оформлении заявления».
19 августа все «проблемы» прошли модерацию и были переданы в инспекцию, о чем пришли соответствующие сообщения. В 30 дней сервис уложился. 17 сентября 2018 г. из Государственной инспекции труда в городе Москве пришел ответ.
Ответ 😳
На все три сообщения пришли стандартные ответы от территориального инспектора, написанные, как под копирку. И в подразделе «Ход решения» появились сообщения от соответствующего территориального отделения инспекции труда с прикрепленными файлами ответа в формате pdf.
Вот выдержка: «Из текста Вашего обращения и приложенных фотоматериалов получить какую-либо информацию и сведения о юридическом лице, производящем строительные работы по адресу такому-то, не представляется возможным».
И далее:
Формальный, нелогичный, обескураживающий. Об этом меня предупреждали модераторы: «Если Ваше заявление будет нуждаться в корректировке, администрация портала известит Вас». Известили. Поставили в тупик.
Мне предлагают самостоятельно собрать конфиденциальную информацию о предприятии. Я решил довести дело до конца, предпринял поиск этих данных в интернете. Не получилось.
Стоп! А в чем тогда заключается работа государственных инспекторов? Реагировать на сигналы или нет? В таком случае сервис сразу должен предупреждать, что без заполнения обязательного перечня официальной информации о предприятии-нарушителе «проблемы» не решаются.
Проблема закрыта, но… не решена
Алгоритм дальнейших действий в приложении: либо поставить статус «проблема закрыта», либо предоставить запрошенную информацию.
20 октября — «закрываю» проблемы, пишу свои комментарии: «проблема не решена». Система фиксирует статус бодреньким транспарантом «проблема закрыта за 34 дня».
Итог: проблема зафиксирована и представлена к рассмотрению, пришел ответ, по своей структуре очень похожий на какой-то логический сбой. Запросили большое количество информации, попросили мой личный договор с работодателем, хотя я выступал с собственной гражданской инициативой, помогая государственным надзорным органам. Но, возможно, произошла ошибка? Всякое бывает, любой может ее допустить.
Повторяем
Возвращаюсь на стройплощадку. Это еще и проверка себя самого, может, в мое первое посещение проблемы выявлены случайно.
Приезжаю. Вижу. Рабочие без каски — 2.10.18
Фиксирую.
Рабочие без высотной привязи на 14-м этаже — 2.10.18
В чем я вижу позитив? Второй раз обращаться с приложением было гораздо проще. Несколько дней ушло на модерацию. 4 октября 2018 г. пришел ответ, что «проблемы» переданы в Государственную инспекцию труда в городе Москве.
15 октября — получаю ответ! Такой же, как и прежде, вот выдержка:
О моей проблеме знают, но моей информации критически недостаточно! «Где фактически находится отдел кадров, бухгалтерия» – чего только это стоит! И опять же, формальное письмо предполагает, что, сообщающий о проблеме является жертвой отсутствия СИЗ. Увы.
В финале сервис предлагает сделать следующий шаг: оценить работу Государственной инспекции труда.
Я не удовлетворен! Проблемы есть, о них знают, но они не решаются.
Я сделал все, что мог.
Другие пользователи также отмечают эти проблемы:
Прошло два месяца
На стройплощадке демонтируют леса, стройка завершена. К чему это я? Идея не в том, чтобы «стучать» по каждому поводу. У меня, как у гражданина, есть ожидание того, что по указанной проблеме будет проведено служебное расследование, внесут коррективы в планы производства работ, регламенты, а рабочие будут проинструктированы, в опасных местах начнут ходить в касках и пристегивать страховочные стропы привязей. И жизнь изменится к лучшему.
Чего еще не хватает в приложении?
Предлагаемых приложением возможностей недостаточно. А как же другие проблемы?
Сварщик без костюма сварщика – с этим куда? Рабочие зимой без теплой одежды – вы никогда такого не встречали? Отсутствие туалета, раздевалки, помещения для сушки рабочей одежды и обуви Разведение костров на территории стройплощадки? Ямы и траншеи без ограждения? Резкий неприятный запах, дым со стороны предприятия? Открытые электрощиток или трансформаторная будка? Мусорные свалки рядом с пунктом принятия пищи? Что делать, если в торговой точке, на предприятии общепита меня обслуживает человек без санитарной одежды?
Считаю, что «Я – инспектор» может быть полезен и в таких случаях.
И все же
Хорошо уже то, что это приложение появилось.