Промышленно-торговая компания «Парижская коммуна» 18 марта отмечает 100-летний юбилей. Славные дела, усилия и изобретения большого коллектива, зафиксированные в документах, памятных предметах и образцах, бережно собраны в музее фабрики. До празднования важной в истории «Парижской коммуны» даты Гетсиз посчитал важным познакомить читателей с действительно интересными артефактами и предложить новый взгляд на дело, которое пестовалось многими поколениями профессионалов во время потрясений, войны, при смене эпох и названия страны.
Михайловы строят в Москве на Шлюзовой набережной мануфактуру
В далеком 1845 году была построена небольшая ткацкая мануфактура. В 1860-х место на Шлюзовой набережной со старой фабричкой присмотрел московский купец и основатель торгового дома «Федор Михайлов и сын». Он создал здесь шерстяную мануфактуру, которая позволила упрочить капитал. Сын, Митрофан Михайлов, преобразовал дело в «товарищество», привлек единомышленников-инвесторов.
На фото: основатели русского частного бизнеса — семья Михайловых.
Так бы, верно, и переходила успешная фабрика от наследника к наследнику. Дело велось разумно, Михайловы славились своей просвещенностью и меценатством, занимались общественной деятельностью. При фабрике была бесплатная лечебница и бесплатная же вечерняя школа для рабочих.
С началом Первой мировой войны фабрика получила военные подряды. Но Митрофан Михайлов в 1916 году скончался, страна бурлила, и наследники, влекомые страхами и предчувствиями, навсегда уехали за границу.
Так когда же началось производство обуви?
Не сразу. Революция, а потом Гражданская война отвлекла народные массы, промышленность находилась в руинах. В здании бывшей фабрики Михайлова ютились беспризорники и шпана. А что? С одной стороны – река, с другой — вокзал.
На фото слева: район на карте (слева «черные нитки» – это перроны Павелецкого вокзала). На фото справа: макет фабрики в реалиях 1995 года. Внутри каре современных зданий невысокие домики михайловской мануфактуры.
Но в 1921 году комиссия Московского государственного треста кожевенной промышленности (Москож) рассмотрела площадку и нашла ее весьма перспективной для переоборудования в обувную фабрику, которую необходимо было оснастить по последнему слову техники и с заботой о трудящихся, чтобы срочно начать выпускать обувь, в которой население страны остро нуждалось.
Сюда перевезли оборудование с нескольких небольших обувных производств, которые объединили в одно. До революции они были кустарными и полукустарными (с пафосными названиями «Буффало», «Универсаль», «Меркурий»).
На фото: типичный инструмент сапожника-кустаря начала 20-го века.
18 марта 1922 года на Кожевнической улице начала работу первая государственная фабрика механического производства обуви «Парижская коммуна». До 1938 года, кстати, 18 марта был днем памяти жертв Парижской коммуны, он являлся официальным выходным до 1938 года.
Курс – на передовые методы промышленного производства
Все, что делалось тогда, делалось с большим желанием, но требовались очень большое напряжение сил, недюжинные смекалка и воля. В первое время удалось наладить стабильное производство шести тысяч пар в месяц. Но стране требовалось гораздо, гораздо больше. И фабрика много делала для развития производства, наращивания объемов выпуска, обучения и подготовки квалифицированных рабочих.
В 1924 была организована пионерская организация завода. В 1928 году стала выпускаться газета «Коммунаровец», заработали секции «Осоавиахима».
В 1930 году начал работать профессиональный техникум, готовящий специалистов кожевенников-обувщиков и в 1934 году пополнивший коллектив обученными кадрами.
Лучшие специалисты до начала Второй мировой войны посещали европейские фабрики, учились, заимствовали опыт, «пробивали» закупку новых станков и современного обувного оборудования. Действовали, в общем!
Силами энтузиастов в 30-х годах на фабрике был создан первый в стране обувной конвейер, который, в соответствии с идеями Генри Форда, позволил снизить затраты, «отделять лишнее и делать большее».
Мощный импульс трудовой деятельности обеспечивало стахановское движение. Возникла школа стахановских методов работы, что позволило на некоторых участках повысить производительность в два раза. Как это работало? После смены рабочие собирались и обменивались опытом и методами. Невероятно? Сегодня – да, но тогда и жизнь была устроена иначе.
Очень много делалось и в научной работе. Изобретательская и рационализаторская деятельность поддерживалась руководством, достижения популяризировались и поощрялись, на широком уровне доносились выгоды от их применения на практике.
Благодаря этим мерам ассортимент фабрики включал немало моделей мужской, женской и детской обуви для всех сезонов. А в 1939 году был получен первый заказ для Красной армии, что стало стартом для серьезного многолетнего сотрудничества по разработке надежной обуви для военных.
Во время войны
Великая отечественная война стала суровым испытанием. В первые дни 1037 работников фабрики ушли на фронт, 738 вступили в ряды народного ополчения и истребительные батальоны. Свыше 100 девушек стали медсестрами.
В октябре 1941 года Комитет обороны приказал эвакуировать часть мощностей фабрики «Парижская коммуна» в Свердловск. Но другая часть осталась в Москве и продолжала выпускать обувь. Кирза – изобретение военных лет: экономичное, практичное, целесообразное. Основной продукцией «Парижской коммуны» стала обувь для армии. Был создан цех по пошиву солдатских сапог на резиновой подошве с кирзовыми голенищами. На фабрике был освоен выпуск и женских кирзовых сапог.
На фото: музейный образец швейной машины, на которой собиралась заготовка верха армейских сапог.
Для фронта, для победы требовалось много армейских сапог. Нужно было работать, не отвлекаясь на бомбежки, – а ведь фабрика находилась рядом с вокзалом, который, естественно, являлся целью налетов фашистской авиации!
На фото: копия приказа об 11-часовом рабочем дне на фабрике. 1942 год.
В то время две трети сотрудников фабрики составляла непризывная молодёжь и подростки.
На фото: журнал записи рабочих в ополчение.
Вчерашние школьники заменяли взрослых, многие из них потом так и остались работать в «Парижской коммуне».
На фото: подростки, заменившие рабочих, ушедших на фронт.
В 1943 году созданная на предприятии школа фабрично-заводского обучения приняла сотню детдомовцев. «Фабзайчата» учились и работали, приближая день победы над врагом.
Война унесла жизни работников и на фронте, и в тылу. В 1975 году на территории ЗАО МОФ «Парижская коммуна» был установлен памятник: на бронзовой мемориальной доске перечислены имена 88 погибших в годы войны «коммунаровцев».
Мощное предприятие обувной промышленности
Военную обувь фабрика не перестала выпускать и в мирное время. Ее качество доказано огромными объемами выпуска. На сегодняшних военных парадах невозможно оторвать взгляд от девушек, чеканящих шаг, – и их обувь сделана на «Парижской коммуне».
После войны предприятие форсировало выпуск гражданской обуви.
Вместе с тем с 50-х годов серьезное внимание уделялось техническому перевооружению, внедрению поточных линий, новых способов контроля качества. Немало забот руководству доставляла необходимость улучшения бытовых условий сотрудников. Но эта работа велась постоянно!
В 1961 году под маркой «Парижской коммуны» выпускалось 86 типов обуви.
В 1962 году фабрика стала головным предприятием московского обувного производственного объединения «Заря».
В результате генеральной реконструкции фабрики, начатой в 1974 году, были введены в эксплуатацию новые корпуса — 3 производственных и 2 административно-бытовых.
Так устроена обувная отрасль: все находится в постоянном движении. В 70-80-х годах появилось немало импортного оборудования, солидная часть продукции нашла спрос за границей, усилилась международная кооперация в поставке комплектующих и сырья.
Но каждые 10-15 лет необходимо пересматривать парк оборудования и обновлять его с учетом достижений научно-технического прогресса. Эта работа велась на предприятии постоянно — с прицелом на будущее.
В научных вопросах у «Парижской коммуны» были налажены отличные связи и взаимодействие с МВТУ им. Н. Э. Баумана (сегодня – Московский государственный технический университет) и МТИЛПом (ныне – РГУ им. Косыгина). Многие ученые решали здесь серьезные практические задачи, руководители предприятия преподавали на кафедрах ведущих университетов страны.
В 80-е на фабрике были внедрены системы моделирования и проектирования, управления технологическим процессом и производством. Это способствовало повышению качества — и, соответственно, доверия к марке.
На фото: обувная колодка, по которой изготавливалась обувь для генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева.
В музее есть колодки, по которым создавалась обувь для высших лиц государства. А ведь ее можно назвать своеобразной визитной карточкой, особенно если речь идет о зарубежных визитах!
СССР – новая Россия
Так получилось, что на рубеже 80-90-х годов было закуплено множество новых производственных линий, самых современных и высокопроизводительных литьевых машин, а также связанного с ними в производственных цепочках оборудования. При развале Союза все это приходило на флагманское предприятие – «Парижскую коммуну». Оборудование внедрялось и осваивалось здесь же. Выпуск новых моделей стал возможен именно благодаря таким тектоническим сдвигам…
В 1991 году фабрика вышла на объем выпуска 30 млн пар в год.
Литьевые машины позволили освоить выпуск полиуретановой рабочей обуви с многочисленными дополнительными опциями.
Глубокая модификация технологии запатентована: это способ изготовления обуви литьевого метода крепления подошвы из полиуретана с накладкой из резины. И данный способ не исчерпал своих возможностей!
В 2016 году «Парижская коммуна» вошла в список организаций Минпромторга России, оказывающих существенное влияние на отрасль промышленности и торговли.
Удивительный факт: в конце 90-х годов фабрика создала совместное предприятие с итальянскими партнерами, и модели уходили на экспорт… в Италию!
На фото: скромный с виду экспонат – памятный знак о выпуске миллионной экспортной пары обуви.
В 2018 году была выпущена 660-миллионная пара обуви (с момента основания фабрики).
Неоднократно производство посещали руководители государства.
Фабрика отмечена множеством правительственных наград. И она действительно играет важную роль в истории страны.
Люди
«Гвозди бы делать из этих людей – не было б в мире прочнее гвоздей!»
Руководство на всех исторических этапах с большим вниманием относилось к работникам. Социальные вопросы всегда были в приоритете. И свою судьбу связали с предприятием очень многие. Гордость «Парижской коммуны» – люди, проработавшие здесь десятилетия. Рекорд – 60 лет непрерывного трудового стажа, что, честно говоря, трудно представить!
Отдельно стоит сказать о трудовых династиях. Целые семьи верили в фабрику, трудились не на страх, а на совесть! В музее собраны их истории, которые стоит рассказывать партнерам, клиентам, молодому пополнению. 341 год — общий стаж представителей только одной трудовой династии!
В те времена, когда на московских предприятиях стали экспериментировать с «завозным персоналом» из дальнего зарубежья, здесь следовали принципу брать только местных, в которых стоит вложиться. Их можно выучить, им можно доверить важный участок. Эта стратегия никогда не подводила!
Фабрика: современный ритм
К 100-летию на фабрике опять идет реконструкция. Обновляются входная группа, холлы, устанавливаются самые современные конвейеры и машины. Рабочие спешат, надо успеть в срок – но уже видно, что получается у них нарядно, светло, в духе эпохи.
Планов – громадье! Фабрика будет разрабатывать новые коллекции гражданской, рабочей, военной обуви. «Парижская коммуна» продолжает расти и развиваться!