Маркировка обуви в Казахстане стала обязательной: с 1 апреля в стране запрещена продажа обуви без цифровых кодов Data Matrix.
Закон о введении маркировки обуви в Казахстане вступил в силу два года назад, 1 ноября 2021 года, а 1 апреля 2023-го закончилась отсрочка запрета на продажу немаркированной продукции, предоставленная предпринимателям, чтобы распродать остатки, напоминает inbusiness.kz.
Основная цель маркировки – сделать товарооборот в Казахстане прозрачным. По подсчетам СМИ, теневой оборот обуви в стране составляет почти 50% всего рынка или как минимум 15 млрд тенге (2,7 млрд руб.) только за 2022 год.
«Маркировка направлена на защиту прав потребителей, которые будут иметь полную информацию о том, какой товар они собираются приобрести, и предоставляет им право выбора. И вторая важная функция маркировки и прослеживаемости – это обеление рынка: максимальное искоренение серого импорта и рынка нелегальной продукции», – рассказала председатель правления национального объединения предприятий легкой промышленности СРО QazTextileIndustry Гульмира Уахитова.
При этом за нарушение правил маркировки обувных товаров штрафов и наказаний в законодательстве Республики Казахстан не предусмотрено.
Между тем в бизнес-среде инициативу властей ранее активно критиковали. Представители национальной палаты предпринимателей «Атамекен» даже заявляли о готовности предпринимателей провести митинги против маркировки обуви.
В Казахстане цифровая маркировка распространяется на три товарные группы: табачная продукция с 2020 года, маркировка обувных товаров с ноября 2021 года и маркировка 90 позиций лекарственных препаратов с ноября 2022 года.