Форма для сборной Казахстана на прошедших в сентябре в Китае Азиатских играх обошлась в 170 млн тенге (35 млн руб.), пишет издание «Курсив». Основная часть затрат – 110 млн – пришлась непосредственно на экипировку: спортивные, тренировочные и ветрозащитные костюмы, футболки, шорты. Их изготовлением занималось ТОО «КазСпо-N» – казахстанский производитель спортивной одежды под брендом Zibroo. Он также предоставил спортсменам дорожные сумки на колесиках на 35,4 млн тенге.
Как отмечает издание, несмотря на потребность в продукции и престиж в сфере спортивного сегмента, представители казахстанского легпрома предпочитают ему спецодежду – это не только дешево и сердито, но и рентабельно.
«Спецодежда – это направление, на котором можно зарабатывать, так как каждое предприятие хочет одеть своих сотрудников согласно корпоративному стилю», – рассказывает владелица выпускающего спецодежду ТОО «Швейное производство «Елена» Елена Ценер. Несколько лет назад она запустила собственный бренд одежды в спортивном стиле Tsener, но большим успехом похвастаться не может.
«Спецодежда – это устоявшаяся система закупок, это большие объемы, – объясняет председатель Национального объединения предпринимателей легкой промышленности Qaz Textile Industry Гульмира Уахитова. – Спецодежду закупает весь промышленный сектор.. ретейл.. еще есть обмундирование для полиции и военных. Потребность в спецодежде значительно больше, и в системе госзакупок такие тендеры стабильны, и они хорошо отрегулированы, поставлены на поток. Обыгрывать импортеров нашим швейным цехам помогают требования к закупщикам по «внутристрановой ценности».
«Обычные спортивные костюмы мы можем отшивать спокойно. Все зависит от объема заказа, – рассказывает директор Алматинского хлопчатобумажного комбината (АХБК) Жанар Абильханова.. – Нет смысла брать заказ на 300-500 комплектов, когда у нас есть заказ на 5 тысяч.. У нас пооперационное разделение труда. При численности персонала 125 человек запускать отдельные изделия с таким маленьким объемом нерентабельно».
При относительной сложности технологических операций элементы спецодежды стандартны. Спортивная одежда – полная противоположность. Госзаказа и вообще крупных заказов здесь практически нет, импорт ничего не сдерживает. «Рынок заполен товарами иностранного производства, – говорит Уахитова. – Кроме того, в спортивном сегменте больше разнообразия, потребители хотят разные расцветки, состав, модели. То есть если спецодежда более-менее урегулирована, то здесь полное разнообразие, и для каждого заказчика отшивается персонально».
Помочь отрасли может увеличение объемов производства, который обеспечит экспорт. Однако, по мнению Ценер, на самом привлекательном внешнем рынке – в России – казахстанский легпром проигрывает и российскому, и узбекскому. На это накладывается еще одна проблема – высокая стоимость сырья. Казахстанские цеха в основном закупают качественные ткани в Турции. Доставка оттуда, по словам Елены Ценер, может добавлять 70-120% к стоимости. «Минимальный объем заказа из Турции – 300 килограммов тканей одного цвета и качества, – иллюстрирует она. – Чтобы снизить затраты, можно выкупить полную фуру – это около 20 тонн. Но нам столько не нужно. Ткани, из которых отшиваются костюмы для олимпийцев, в таком объеме на рынке не востребованы».