До конца 2025 года до четверти предприятий легкой промышленности Санкт-Петербурга могут закрыться или перепрофилироваться, считают в Союзе производителей изделий легкой промышленности (СПИЛП). Главные причины – снижение объема гособоронзаказа (ГОЗ) и высокая ключевая ставка, не располагающая к инвестициям, пишет РБК.
По словам директора СПИЛП Светланы Молчановой, около 30% петербургских предприятий легпрома отмечают падение спроса на продукцию и, как следствие, снижают производство. «За год в России закрылись 15 обувных производств, в том числе 7 – в Петербурге. Так что это общий тренд в отрасли», – рассказала она изданию. К маю в отрасли прогнозируют принятие новых стандартов производства продукции для ГОЗ и возобновления заказов от Минобороны, но даже в этом случае спад будет продолжаться – возможно, ближайшие три года, считает Молчанова. По ее мнению, если тренд переломить не удастся, в этом году до 25% петербургских предприятий легпрома уйдут с рынка.
Как отмечает учредитель ООО «Пилигрим», специализирующегося на производстве рабочей и корпоративной одежды и обуви, Ольга Дроздова, прошлый год был очень активным, что позволило компании привезти иностранных рабочих и повысить зарплаты на 30-40%. «Одновременно банки подняли проценты по вкладам и упали продажи на маркетплейсах… «Высокий» доллар дал толчок развитию наших производств, но ставка всех просто убила. Теперь банки дают по вкладам 22-23% годовых. И зачем инвесторам вкладываться в производство, когда можно хранить деньги в банках и получать доход?», – спрашивает она.
По словам Ольги Дроздовой, работать с госконтрактами было выгодно, но с начала года с ними возникли сложности. «Государство предъявило претензии «Военторгу», а тот начал судиться со своими подрядчиками. В результате часть заказов, по нашим сведениям, ушла в Китай. И швейники, открывавшие свои производства под военные заказы, встали. Поэтому сейчас рынок и не растет».
По наблюдениям Дроздовой, финансирование закупок продукции легпрома в 2025 году у многих заказчиков упало вдвое. «Теперь предприятия не могут рассчитывать на свои оборотные средства, чтобы выполнить заказы. Их не хватает, нужно кредитоваться, а заимствования дорогие», – объяснила она.