XX Международная специализированная выставка «Безопасность и охрана труда — 2016» (БИОТ-2016) и III Всероссийский конгресс организаций и специалистов по охране труда прошли в Москве 13-16 декабря 2016 года.
На вопросы корреспондентов электронного издания AtomInfo.Ru ответил участник выставки Евгений ШУВАЛОВ, эксперт рынка средств индивидуальной защиты, заслуженный работник легкой промышленности, почетный член Совета Ассоциации СИЗ, объединяющей разработчиков и производителей средств индивидуальной защиты.
Четвёртый в мире
Евгений Сергеевич, доклад, с которым Вы выступили на конгрессе, касался особенностей рынка средств индивидуальной защиты в России.
Российский рынок занимает в мире четвёртое место, причём с такой оценкой согласны и отечественные, и зарубежные аналитики. В первую тройку входят США (с большим отрывом), Китай и Германия.
В цифрах это выражается следующим образом. В США объём рынка СИЗ составляет 13 миллиардов долларов, в Китае 3 миллиарда, в Германии 2,2 миллиарда и в России 2,019 миллиарда.
(Если нужно, можно вставить диаграмму об объеме рынков разных стран)
То есть, Франция и другие страны Западной Европы, кроме Германии, находятся ниже нас?
Объём французского рынка СИЗ более чем в два раза меньше российского. Как видите, уступают нам также и такие страны, как Индия и Бразилия.
Высокое место России объясняется наличием у нас в стране большого тяжёлого производства в непростых зимних условиях. Фактор зимней одежды играет на нашем рынке важную роль, на средства защиты от холода приходится почти 40% от общего объёма.
Кроме того, сказывается и фактор сохраняющихся у нас старых технологий, требующих больших объёмов ручного труда. Хотя работа по их модернизации проводится, есть положительные примеры, но, тем не менее, по потреблению СИЗ мы по-прежнему занимаем место в мире выше, чем по объему ВВП.
Российский рынок СИЗ весьма своеобразный. Традиционно ведущие зарубежные компании и их дистрибьюторы продвигали у нас высококачественные СИЗы. А рынки Восточной Европы заняли компании-дискаунтеры, для которых главное – это цена.
Такое положение вещей сохраняется и сейчас. В результате, в России качество предлагаемых СИЗов довольно высокое.
Хорошо себя показывают у нас и те средства, что предназначаются для индивидуальной защиты работника в зимних условиях. Могу говорить об этом смело, из собственного опыта.
Я много лет работал с ГМК «Норильский никель». Погодные условия можете себе представить. Мороз -50°C с той поры считаю нестрашным, хуже всего -40°C и ветер. В командировки я приезжал только в той одежде, которую мы поставляли на предприятия «Норникеля». Действительно, нельзя же показывать заказчикам средства защиты от холода, будучи одетым в дублёнку. Не поверят.
Позволю себе небольшое отступление. Важность личного примера в нашем деле нельзя недооценивать. С большим сожалением должен отметить, что руководители нашей страны не всегда надевают соответствующие средства индивидуальной защиты, находясь на различных промышленных объектах.
Это неправильный подход, и он снижает эффективность работы по охране труда.
Правильно поступать так, как поступил Патриарх Кирилл во время посещения «ФосАгро» в сентябре 2016 года. При спуске в шахту он был одет полностью как положено работнику «ФосАгро» – в каске, спецодежде, с самоспасателем. Шейх эмирата Дубай на открытии метро перерезал ленточку находясь в защитных очках и каске.
Руководитель любого уровня, прибыв на промышленный объект, должен всегда помнить о том, что с него берут пример. В том числе, смотрят, насколько строго он соблюдает правила по охране труда.
А в техническом плане какие тенденции сегодня наблюдаются в мире СИЗ?
Многие из них вы могли сами наблюдать на выставке БИОТ-2016. Скажем, что такое современная перчатка? Антиударное покрытие, защита от пореза, защита от масел и кислот, иногда, в дополнение, огнезащита. Иными словами, мы видим тенденцию к комбинированности защиты.
Другая проявляющаяся тенденция – персонализация средств индивидуальной защиты. У работника должны быть средства индивидуальной защиты учитывающие индивидуальные особенности работника. Как пример: персональные, отлитые для работника беруши. Или защитные корригирующие очки. Защитные линзы делают индивидуально с учетом дефектов зрения работника. Далее защитная линза вставляется в оправу защитных очков. Данную услугу уже предлагают в России компании РОССОМЗ и УВЕКС-СПР, участники выставки БИОТ. На их стендах можно сейчас проверить зрение под контролем врача и в течение часа получить корригирующие защитные очки.
У нас в России тенденция к персонализации СИЗ только наметилась, но всё-таки она уже есть, и её необходимо принимать во внимание.
Нормативный переход и его последствия
Нормативная база по СИЗ в России насколько соответствует общемировой практике?
Она другая. Мы исторически – а именно, с 1923 года – выдаём спецодежду и другие средства защиты по нормам выдачи для каждой профессии. В мире делают это, исходя из оценки рисков. Эксперты оценивают риски на предприятии и определяют, какие СИЗы должны использоваться на том или ином рабочем месте.
Стоит отметить, что Минтруд России выступил с предложением выдавать спецодежду и СИЗ исходя из оценки рисков. Это предложение активно обсуждалось, в том числе, и на нашем конгрессе.
Что имеется в виду под оценкой рисков? Вероятностный анализ или что-то ещё?
С 01.01.2014 года введен в действие ФЗ №426 «О специальной оценке условий труда». В рамках этого закона проводится специальная оценка условий труда (аттестация рабочих мест). Выезжают эксперты, производят замеры и идентификацию вредных и опасных факторов. Результатом оценки является пакет документов с рекомендациями, в том числе и рекомендации к использованию СИЗ.
Работодатель обязан использовать данные рекомендации и, исходя из действующих норм выдачи, выдать рекомендованное СИЗ по профессиям.
Предложение, которое озвучил Минтруд-это выдача СИЗ исходя из оценки рисков на предприятии, где работодатель самостоятельно определяет кому и сколько выдавать СИЗ. Этот принцип применяется за рубежом, но я считаю принятие данного решения у нас приведет как к положительному результату, так и к отрицательному.
Необходимо широкое обсуждение данного вопроса всеми заинтересованными лицами. Это представители и потребителей, Минтруд, профсоюзы, Ассоциация производителей спецодежды и средств индивидуальной защиты и другие. Обсудить нужно и методики.
Прежде чем принимать решение, затрагивающее всё народное хозяйство, необходимо задать вопрос конечному потребителю – а ему-то нужны столь масштабные перемены в области охраны труда?
Крупные предприятия, возможно, найдут деньги на необходимые изменения, а вот для среднего и малого бизнесов, которые сегодня работают по отраслевым типовым нормам выдачи, задача может оказаться неподъёмной. Соответственно, защищённость работников после перехода на методики с оценками рисков может резко сократиться.
Надеюсь, в феврале 2017 года Ассоциация СИЗ проведёт совместно с Минтрудом, комитетом по труду Госдумы и профсоюзами совещание, на котором, как я надеюсь, аргументы противников перехода будут услышаны. Кстати, профсоюзы тоже выступают за сохранение сложившейся в нашей стране практики.
Вы сказали, что защищённость работников после перехода на новую методику может резко сократиться. Количественно это можно как-то оценить?
Моя оценка такова – обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты может сократиться в этом случае на 20%.
Если переход всё-таки состоится, он коснётся всех отраслей?
Безусловно. Но обсуждается идея о временном периоде, год или два, на протяжении которого будут действовать оба подхода. К сожалению, я пока не вижу, чтобы такое обсуждение шло открыто и широко, с привлечением всех заинтересованных лиц и конечных потребителей.
Возможно, крупные компании могут приветствовать переход, если за ним действительно последует сокращение потребления СИЗ?
Не могу ответить. Может быть, и будут приветствовать. Действительно, сокращение издержек в период кризиса представляется делом выгодным. Но это только на первый взгляд.
От травматизма работников защишают два рубежа. Сначала идут мероприятия по охране труда, а далее – СИЗы, которые спасают работника от травм или смерти. Экономить на СИЗах не имеет смысла, потому что любой выигрыш будет перекрыт убытками от возросшего травматизма.
Самое интересное – расходы на СИЗы в относительном выражении не просто малы, а микроскопичны. Они составляют на предприятии от 0,7 до 1,5% от затрат. У меня в практике были почти анекдотические случаи — например, когда преуспевающая компания упрекала меня: «Каска за 350 рублей для нас дорого!».
Билет на поездку в метро в Москве стоит 50 рублей (а с 1 января и того больше, 55 рублей). То есть, каска стоит семь (а теперь даже меньше) поездок на метро, но она три года будет сохранять жизнь работнику и в жару, и в холод!
Замечу при этом, что чашка кофе в бизнес-центре, в котором расположен офис этой компании, стоит 250 рублей. К стоимости кофе у компании претензий нет, а к стоимости каски – есть. Удивительно!
Нефтегаз и атомная промышленность
Какие отрасли российской экономики наиболее активны в сфере охраны труда и СИЗ?
Все сразу вспоминают о нефтегазовой отрасли, и это действительно так. Но я считаю, что и «Росатом» находится в данной сфере не на последнем месте.
Нефтегаз по тематике СИЗ в нашей стране – лидер, драйвер роста и всех основных изменений. Дело не только в его деньгах. На мой взгляд, сказывается то, что в 90-ые годы эта отрасль была практически полностью частной и быстро реагировала на изменения.
Первыми высококачественную спецодежду для своих работников разработала компания «Лукойл». Нельзя не упомянуть и вклад BP – ТНК, они пришли со своими высокими стандартами и заставили всех своих подрядчиков перейти на спецодежду и СИЗ по высокому стандарту ВР-ТНК.
Требования у BP-ТНК по охране труда очень жёсткие – например, их работники были обязаны в любой поездке по территории объекта в обязательном порядке пристёгиваются даже на задних сидениях автомобилей и в автобусах.
«Газпром» в какой-то период был лидером, но сейчас, на мой взгляд, нефтяные компании его обходят.
Вам наверняка интересен взгляд на атомную отрасль. Что я вижу со стороны? Похвалить вас есть за что, у атомщиков серьёзное отношение к СИЗ, но так как время беседы ограничено, то перейдём сразу к рабочим моментам.
Первый подобный момент – как были у вас костюмы из ткани молескин, так они и пока и остаются. Новые, современные ткани внедряются с огромным трудом. Молескин, без сомнения, великолепная ткань, но разработана она была много лет назад, во времена СССР, когда, кстати, и требования к сырьевым материалам строго определялись ГОСТами. Сейчас появилось много новых, современных тканей с замечательными свойствами.
Мне представляется, что вашей отрасли можно в этом плане перенять положительные практики у коллег из нефтегазового сектора. С ними активно работают научно-исследовательские институты (ЦНИИШП, НИИТН), проводят НИОКРы, предлагают новые материалы для СИЗ и внедряют их на предприятиях. Причём это происходит достаточно быстро.
Второй момент. Без сомнения, назрел вопрос централизации приобретения СИЗ. Разные станции берут различные средства индивидуальной защиты, хотя технологии на станциях одни и те же – в основном, у вас используются водо-водяные реакторы ВВЭР. Проводятся совещания, есть план по централизации, но вопрос по-прежнему актуален.
И последнее, на что хотел бы обратить внимание в нашей короткой беседе. Атомная отрасль России, как говорят сами атомщики и как можно услышать по телевизору, готовится к появлению реакторов нового типа, использующих в качестве теплоносителя жидкий свинец.
Вы называете эту технологию прорывной. Наверно, так оно и есть. Но условия работы для персонала на свинцовых реакторах будут очень сильно отличаться от условий на традиционных АЭС. Начнём с того, что температуры станут намного более высокими, чтобы постоянно поддерживать свинец в расплавленном состоянии.
В случае возникновения критических ситуаций на новых реакторах СИЗ, которые используются сейчас, не защитят работников.
Думать и подбирать средства индивидуальной защиты для работы на реакторах нового типа требуется уже сегодня! Нельзя откладывать это на потом, на какие-то последние этапы перед запуском. Работник на АЭС – это самая большая ценность, и его нужно хорошо защищать.
Спасибо, Евгений Сергеевич, за интервью для электронного издания AtomInfo.Ru.