Продолжая свой отчет о визите на электростанцию концерна Uniper в Великобритании, хочу отметить, что здесь очень много внимания уделяется безопасности работы с химическими веществами. Как я уже писал в первой части этого материала, рядом с местами, где используются или хранятся химикаты, находятся аварийные душевые и средства для промывки глаз.
Все места хранения огорожены или сеткой, или пластиковыми/стальными барьерами. Основным производителем защитных барьеров в Великобритании является компания JSP, известная на российском рынке своими защитными касками. В России JSP пока не продает защитные барьеры, но на эту продукцию, уверен, будет спрос. Сигнальную ленту давно не используют: считают, что она неэффективна для ограждений.
Место разгрузки и выдачи химических материалов оборудовано углублением, закрытым металлической сеткой. В случае разлива жидкость стечёт туда, и тогда ее утилизируют. То есть, разлива химикатов по территории не будет.
Все бочки с химикатами (на улице и в помещениях) стоят на специальных химически стойких поддонах. В случае разлива жидкость стечёт в этот поддон — и ее утилизируют.
Кстати, в России можно купить подобные поддоны, они называются «приемные лотки» и стоят от 20 тысяч рублей.
Правда, я обнаружил одну бочку на складе станции, которая хранилась отдельно и не по правилам! Оказалось, что это просто работники склада соорудили мангал для жарки мяса по праздникам, которые отмечают на станции. Мне сразу сказали, что этот мангал используется только в специально оборудованной для мероприятий зоне.
Строительные леса на станции хранятся очень продуманно, все разложено по размерам.
Лестницы против рисков
Интересная идея — блокировка лестниц для несанкционированного доступа. Лестница блокируется металлическим щитом и закрывается на ключ, который выдаётся только по наряд-заказу.
В России я подобных решений не видел и спросил Дмитрия Колмакова, директора по охране труда и безопасности производства ПАО «Юнипро», почему эта идея не применяется на практике в нашей стране.
— Решение правильное, но в России все лестницы на предприятии считаются противопожарными и запрещены к блокировке, — пояснил Дмитрий Колмаков. — Надо долго доказывать, что многие лестницы на электростанции нужны только для проведения ремонтных работ. Ограничить доступ на них для посторонних — значит, снизить риски. Но доказать это в России — сложный процесс. Хотя при желании служб охраны труда можно реализовать такую идею.
На английских предприятиях концерна Uniper все работы по наряд-заказам, при которых необходимо отключать или блокировать системы, ведутся через систему мультилоков. Но об этом я расскажу в следующих статьях.
Все лестницы на станции оборудованы противоскользящим покрытием.
Дмитрий Колмаков считает, что они необходимы на предприятии, но проектировать их надо уже на стадии проекта строительства, а это сейчас происходит в России редко. Разработчики спешат, сроки сдачи проектов маленькие, обычно все делается в спешке. Но когда предприятие уже построено, наносить противоскользящие покрытие неудобно и дорого.
Стоит подумать нашему профессиональному сообществу, как убедить проектировщиков вносить противоскользящие покрытия в проект.
Это должно быть обязательным требованием, ведь риск травматизма от скольжения — один из самых высоких на предприятиях.
Ремонтная мастерская
Здесь же находится и склад, в том числе СИЗ.
В мастерской царит порядок.
Все ремни безопасности на электрокарах не запылённые и в рабочем состоянии.
На складе хороший лозунг: «Работа окончена, когда сдан инструмент».
Мы часто видим баки для отходов.
Есть среди них и специализированные — для устранения разлива жидкостей.
Интересная идея: мешки для подачи инструмента и материалов на высоту (у нас часто для этой цели используют ведра). На мешках написано, какова максимально возможная загрузка по весу.
Обращаюсь к производителям высотного оборудования: приглядитесь к этому нужному аксессуару. Уверен, у вас будут на него заказы!
Встреча по итогам: вопрос-ответ
После того, как мы осмотрели объекты электростанции, всем нам были выданы анкеты. В них предлагалось написать наши замечания и впечатления в отношении организации безопасности труда.
Затем последовала встреча с руководителями станции, включая генерального директора, где мы могли задать вопросы. Тогда же обсудили замечания по анкетам.
Кстати, подобные совещания являются неотъемлемой частью системы безопасности труда концерна Uniper во всех странах. При посещении Сургутской ГРЭС-2, входящей в ПАО «Юнипро», мы проводили подобную встречу также с участием директора предприятия. Напомню, один из принципов Uniper — вовлеченность персонала всех уровней в решение вопросов безопасности труда.
На встрече в Эндфилде я задал несколько вопросов.
— Как выбирается поставщик СИЗ на предприятие?
— Централизованно: сами станции не участвуют в выборе поставщика. У Uniper есть корпоративный каталог, по которому станции выбирают СИЗ. Договоры с поставщиками заключаются централизованно, на 3 года.
— Проводятся ли на станции испытания новых СИЗ? И посещают ли станцию поставщики СИЗ?
— Испытания СИЗ проходят через центральный офис в Великобритании, через службу охраны труда. Поставщики нас не посещают, мы не ведём с ними переговоры. Все СИЗ выдаются на основе оценки риска на предприятии. Если сотруднику по каким-то причинам не подходит то или иное СИЗ, мы подбираем ему замену, которая его устраивает. Мы анкетируем рабочих на предмет удовлетворенности СИЗ.
Резюме
У меня сложилось очень позитивное впечатление от посещения станции в Эндфилде. Особенно поразила открытость и вовлечённость персонала в вопросы безопасности труда.
Каждый случай травмы разбирается тщательно и на всех уровнях, включая директора, и подробная информация о том, что произошло, становится гласной и доступной для всех предприятий концерна во всех странах. Делается это для того, чтобы все службы обратили внимание на причины инцидента и предупредили повторение подобных ситуаций.
Эта система похожа на систему авиационной безопасности, действующей и в России. При возникновении аварийной ситуации или отказе на самолёте какой-либо системы полеты прекращаются до того, как будут проведены подробный анализ и проверка на всех самолётах потенциально аварийного узла.
К сожалению, в России я редко наблюдаю подобные подходы к охране труда. Надеюсь, что серия наших репортажей из Великобритании и Германии даст отечественным предприятиям повод задуматься.