1 августа закончился срок подачи заявления в Фонд социального страхования (ФСС) на возмещение расходов на охрану труда, в том числе приобретение спецодежды и других средств индивидуальной защиты (СИЗ). Среди прочих документов желающие компенсировать траты на СИЗ должны были предоставить заключение Минпромторга о российском происхождении средств защиты. Покупка импортных СИЗ за счет взносов «на травматизм» пока не финансируется.
Работодателям вернут право закупать импортную спецодежду за счет ФСС
Напомним, норма, согласно которой работодатели могут возместить расходы на СИЗ, изготовленные исключительно на территории России из материалов, страной происхождения которых тоже является РФ, действует с 2017 года. Нововведение оказалось мягко говоря неоднозначным. У критиков новых правил было два основных аргумента. Первый: есть средства защиты, которые отечественные производители не выпускают. Получается, что предприятие, по-настоящему заинтересованное в безопасности сотрудников и покупающее нужные для этого импортные СИЗ, должно делать это исключительно за собственный счет. Второй: процедура подтверждения российского происхождения СИЗ оказалось слишком сложной. От заявителей требуется огромное количество справок, число которых в процессе оформления заявки продолжает увеличиваться, сотрудники с той и другой стороны вместо непосредственной работы заняты подготовкой и чтением килограммов бумаг.. К такому оказались не готовы и компании и придумавшие это чиновники. Только отдельные предприятия смогли преодолеть полосу препятствий и получить вожделенное подтверждение.
Импортные СИЗ за рамками ФСС. Итоги общественного обсуждения
Как ранее писал Гетсиз.ру, на 15 июня этого года в ФСС подано заявок на возмещение всего на 2 млрд руб., что меньше половины от выделенных фондом средств. Ситуация вряд ли серьезно изменилась. Оценив происходящее, Минтруд посчитал необходимым вернуться к существовавшей системе, при которой предприятия могли выбрать как российскую, так и импортную продукцию. Информация о готовящихся изменения появилась на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Публичное обсуждения документа проходило с 9 июня по 2 июля, а позже на портале опубликовали скорректированный текст документа, который заметно отличается от первой версии. Разберемся, чем именно.
Так выглядит действующая редакция Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (утверждены приказом Минтруда от 10 декабря 2012 г. № 580н):
подпункт «г» пункта 3
Финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на следующие мероприятия:
г) приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, изготовленных на территории Российской Федерации, в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ и (или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств. Расходы страхователя на приобретение специальной одежды подлежат финансовому обеспечению, если указанная специальная одежда изготовлена на территории РФ из тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов, страной происхождения которых является Российская Федерация.
Проект:
Финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на следующие мероприятия:
г) приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, (далее – СИЗ) в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ (далее – типовые нормы) и (или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств.
Из текста исчезло требование того, чтобы спецодежда, спецобувь и другие СИЗ были изготовлены на территории РФ, как и ткань, из которой сшита спецодежда.
Итоговая версия, доработанная по итогам публичного обсуждения:
Финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на следующие мероприятия:
г) приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, средств индивидуальной защиты, изготовленных на территории государств – членов Евразийского экономического союза , в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ и (или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств.
Что изменилось? Из текста исчезло упоминание спецодежды и спецобуви, остались лишь СИЗ, которые должны быть сделаны в стране ЕАЭС. Союз, напомним, кроме России включает Армению, Казахстан, Киргизию и Белоруссию. Интересы последний стали одной из причин корректировки правил компенсации расходов на охрану труда из средств ФСС. Так как соцстрах возмещает покупку продукции, изготовленной исключительно в РФ, Белоруссия неожиданно для себя превратилась в иностранного производителя и лишилась российского рынка. Власти страны обратились к России с официальной жалобой на недопустимость ограничений в рамках Союзного государства. По всей видимости, российские власти белорусских коллег услышали.
Но если новая редакция правил Белоруссию наверняка устроит, то устроит ли она российские компании? Следует ли, что ФСС будет компенсировать покупку иностранных спецодежды и обуви, а требование к производству в ЕАЭС затронет только СИЗ? Вопросы пока без ответов.