Петербургский автоперевозчик Waydo намерен оснастить своих рабочих экзоскелетами. Фирма, транспортно-логистический провайдер оконных заводов, занимается доставкой окон и дверей от производителя до потребителя. Мода на панорамные виды требует производства больших цельных оконных конструкций, которые очень непросто транспортировать и поднимать на этажи.
«Мы очень активно сотрудничаем отечественными компаниями-разработчиками робототехники для вывода на рынок экзоскелетов, которые бы смогли облегчить труд рабочих, грузчиков, чья профессия предполагает тяжелый физический труд», – пишет в своем блоге генеральный директор компании Андрей Лосев.
Среди потенциальных партнеров Waydo – московский «ЭкзоАтлет», резидент «Сколково», где в июле побывал Лосев. «Я подробнейшим образом объяснил разработчикам все сложности и «боли» в работе своих грузчиков с тяжелыми деликатными грузами, а если быть конкретным, то с панорамными окнами, площадь которых с каждым годом увеличивается, – рассказывает он. – Теперь задача моей команды создать структурированное Техническое задание для конструкторов и прописать все сценарии работы грузчиков в экзоскелетах».
По прогнозам исследовательских центров Global Markets Insight и Markets&Markets, к 2023-2024 гг. рынок промышленных экзоскелетов по востребованности опередит лидирующие сейчас военный и медицинский. Причина – в огромном экономическом ущербе, который компании несут из-за потерь работоспособности. Рабочие, которые сталкиваются с профессиональными перегрузками, обходятся США в $15 млрд, немецкой экономике – в €10 млрд. По оценке британского института Work Foundation, 44 млн европейцев – четверть всей рабочей силы – страдают от скелетно-мышечных нарушений.
Автомобильные гиганты, например, Ford, уже внедряют пассивные экзоскелеты, снижающие травматичность. Есть такие примеры и в России.
«По заказу Магнитогорского металлургического комбината мы планируем выпустить первую партию экзоскелетов в конце 2019 года. Наше устройство предназначено для дверевого коксовой батареи, который в течение 12-часовой смены постоянно испытывает серьезные нагрузки на позвоночник. В перспективе – появление облегченных систем для дачников, строителей и грузчиков», – сообщил журналу «Компоненты и технологии» директор магнитогорской компании «РнД МГТУ» Денис Якобчук.
По его словам, экзоскелеты остаются наименее затратным способом уберечь персонал от профессиональных заболеваний и травм. Промышленный робот стоит около 5 миллионов рублей, в то время как экзоскелет для работника обойдется в 50 тысяч.