Организация «Инициатива по инновационным материалам» (The Material Innovation Initiative, MII) представила доклад о настоящем и будущем рынка «зеленых» материалов, пишет «Коммерсант».
Речь в докладе идет о Next-Gen – альтернативе коже, шелку, шерсти, меху и пуху. Ноу-хау в этой сфере MII делит на несколько категорий, например, первичные, продукты. Это может порошок из яблочной кожуры – сырье для кожи Beyond – и листья ананаса для «кожеподобного» материала Pinatex. К вторичным относят целлюлозу из отходов производства апельсинового сока Orange Fiber и волокна из грибов, из которых делают альтернативную кожу. Еще одно направление – тканевая инженерия. По утверждению компании VitroLab, материала, взятого у одной коровы, хватит на создание миллиардов квадратных метров кожи. Больше того, по некоторым подсчетам, при производстве такой кожи выбросы СО2 и химикатов для дубления сокращаются на 90%.
Еще одна категория – материалы вторичного оборота, в основном переработанные пластики и текстиль. Такие есть и на рынке спецодежды, например, ткани Klopman. Материал на 65% состоит полиэфира, полученного из пластиковых бутылок. Хотя источником сырья служат невозобновляемые ресурсы, его относят к Next-Gen в силу циклического использования.
Основной покупатель Next-Gen – индустрия одежды. Опрос MII в США показал, что 55% покупателей предпочли бы вещи из альтернативных материалов, многие даже готовы переплачивать за экоодежду. Однако рабочих решений для ее производства пока нет. Свою лепту в их создание пытаются внести крупные бренды вроде Adidas, в прошлом году выпустившего кроссовки в коллаборации с Bolt Threads – производителем «грибной кожи» Mylo. На разработку модели Stan Smith Mylo компании потратили годы.
Работать с одеждой из инновационных материалов действительно непросто: такие ткани и кожа недостаточно прочные, их трудно окрашивать, они требует новых технологий. Порой вроде бы экологичные инновации могут мешать устоявшимся циклами переработки. Так, во многих странах, в частности Германии, есть налаженные замкнутые циклы производства ПЭТ-бутылок. Извлекать из системы ПЭТ, чтобы делать волокна для тканей, как минимум нерационально, считают эксперты.
Есть проблема и с фабриками, которые шьют коллекции. Для перехода на новые материалы производствам нужно время, ресурсы и знания..
Так стоит ли вкладываться в инновационные материалы? MII уверяет, что да. Организация прогнозирует, что отрасль Next-Gen в ближайшие пять лет будет расти на 80% ежегодно. По мнению аналитиков, материалы неживотного происхождения постепенно заменят натуральную кожу: чтобы вырастить животное нужны месяцы или годы, а производство альтернативы занимает недели, что в итоге снижает риски и издержки.
The Material Innovation Initiative (MII) – некоммерческий проект по поддержке развития рентабельных и экологически устойчивых материалов неживотного происхождения для текстиля, автопрома и товаров для дома.