Пандемия заставляет бизнес экономить на аренде офисов: 34% международных компаний намерены сократить расходы на офисные пространства. Таковы результаты исследования (Y)OUR SPACE, проведенного Knight Frank среди 400 фирм с общей численностью сотрудников более 10 млн человек.
В целом, планы в сторону снижения затрат скорректировали 65% респондентов. В зависимости от потребностей арендаторы сокращают площадь занимаемых пространств, выбирают офисы в более доступных по стоимости местах, вводят смешанный формат работы и т. д. При этом треть опрошенных не планирует менять выбранную стратегию, а 2% – увеличат затраты на офисную недвижимость.
Есть ли у вас цель сократить расходы на офисную недвижимость?
*значения округлены до целых чисел, поэтому суммарно могут отличаться от 100%
Почти половина респондентов (48%) считает, что пандемия повлияет на их стратегию относительно офисной недвижимости в среднесрочной перспективе, 27% склоняются к долгосрочной. Четверть опрошенных не связывает изменения в планах с COVID-19.
Офисы становятся более гибкими, пространство адаптируется для совместного использования: 55% опрошенных планируют оптимизировать их, выделив больше площадей для командной работы. Эта тенденция характерна и для российской столицы, отмечает директор департамента офисной недвижимости Knight Frank Мария Зимина. «В Москве многие арендаторы стараются преобразовать занимаемые пространства для комфортного смешанного формата работы. Предыдущий год позволил переосмыслить идею офиса: если ранее он воспринимался просто как рабочее место, то сейчас компании рассматривают его скорее в качестве места для генерирования идей, встреч коллег, брейн-штормов и обсуждения задач. Такое переосмысление формата повлияет в дальнейшем на размер потенциального офиса», – говорит эксперт.
Аналогично развивается ситуация в Санкт-Петербурге, где в запросах арендаторов количество квадратных метров больше не превалирует над их качеством. Компании готовы снизить метраж в пользу качественного ремонта и комфортного пространства. Кроме того, арендаторы начали интересоваться ранее непопулярным локациям и офисами у дома, средний срок договора (3 года) обогнал по популярности долгосрочный (от 7 лет), а сделок стало больше по объему, но меньше по площади.
«На фоне снижения доли вакантных площадей в развитых деловых кластерах Москвы – в центре, «Москве-Сити» и других – девелоперы обратили внимание на локации, расположенные за ТТК и МКАД, – дополняет Зимина. – Так, наибольший прирост объема предложения с 2017 по 2020 год произошел в зонах ТТК-МКАД и за пределами МКАД – на 6% и 13% соответственно. Активно развиваются такие деловые кластеры, как Новая Москва, Сколково и Химки».