Работодатели не имеют права выдавать сотрудникам средства индивидуальной защиты (СИЗ) с истекшим сертификатом. Такой ответ на вопрос пользователя дает информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ» .
Компания приобрела СИЗ (респиратор) в I квартале 2020 г. Продавец предоставил сертификат на СИЗ, который истекал в сентябре того же года. При этом, согласно сертификату, срок хранения продукции – три года со дня изготовления. «Можем ли мы в 2021 г. выдать работнику данное средство индивидуальной защиты?», – спрашивал пользователь.
В ответе надзорного ведомства сказано: «Действующее законодательство содержит однозначный запрет на выдачу СИЗ, не имеющих декларации о соответствии или сертификата соответствия либо имеющих такие документы, но с истекшим сроком».
В качестве правового обоснования эксперты ссылаются на ст. 212 Трудового кодекса, согласно которой работодатель обязан обеспечить применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством РФ о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты. Кроме того, ч. 1 ст. 221 ТК устанавливает, что работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия СИЗ в соответствии с типовыми нормами.
Межотраслевые правила обеспечения спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ (утверждены приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 N 290н) также предусматривают, что выдача работникам СИЗ, в том числе иностранных, и спецодежды, находящейся у работодателя по договору аренды, допускается только в случае наличия сертификата или декларации соответствия. «Приобретение (в том числе по договору аренды) СИЗ, не имеющих декларации о соответствии и (или) сертификата соответствия либо имеющих декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия, срок действия которых истек, не допускается», – отмечается в сообщении.