Nike Inc. – «Найки» – американская транснациональная компания, специализирующаяся на спортивной одежде и обуви, один из мировых лидеров по продаже спортивных товаров.
Несмотря на то, что 23 июня Nike заявила об уходе с российского рынка, считаем важным сообщить новость о внедрении технологии создания экологически чистого флиса Nike Forward, официально опубликованную 6 сентября. Это сообщение прокомментировали сетевые издания (например), ориентирующиеся на профессиональное сообщество специалистов и практиков текстильной промышленности.
В чем суть?
Из нетканых материалов делают геотекстиль, утеплители, изоляторы, подкладки. Процесс их изготовления позволяет производить широкий спектр типов тканей с уникальными свойствами в зависимости от заданных целевых параметров. Протирочные, впитывающие, сорбирующие нетканые материалы производятся во всем мире в больших объемах. Эта технология развивалась долго. Сегодня сложились несколько основных способов производства, один из которых – иглопробивной.
Как все устроено?
Для производства нетканого полотна пригодно как первичное, так и вторичное сырьё. Будущее иглопробивное волокно в виде смеси волокон укладывают слоем нужной толщины, после чего пласт равномерно распределяют. В составе смеси важна пропорция связующих и упрочняющих нитей. Иглами пласт пробивается для соединения волокон. Затем его прокатывают специальным валиком, каландрируют. Часто проводят специально подобранную термообработку, чтобы получаемый материал был устойчив к усадке, имел необходимую фактуру, свойства поверхности.
Интересно, что первый патент на иглопробивную машину для создания войлокоподобного материала был выдан в Британии в далеком 1859 году.
На эту технологию и обратила внимание Nike.
От замысла к реализации
В теории все можно свести к описанию в несколько строк. На развитие нового направления материалов у специалистов Nike ушло 5 лет. Привычные (и широко распространенные) нетканые материалы не обладали необходимыми эстетическими характеристиками, мало подходили для одежды многоразового применения с возможностью стирки.
На изначальную концепцию сильно повлияли представления потребителей – спортсменов и людей, ведущих здоровый образ жизни, – о будущем, об устойчивом развитии и экологии.
Именно идеи устойчивого развития, снижения воздействия на окружающую среду, снижения «углеродного следа» в сильнейшей мере повлияли на реализацию замысла.
Новый материал, представленный рынку под названием Nike Forward, — результат превращения волокна из переработанных пластиковых хлопьев в ткань с помощью иглопробивных машин.
Инновационная технология позволяет сократить этапы производства и способствует снижению выбросов углекислого газа на 75% (по сравнению с созданием привычного флиса).
Но и это не все! Готовое изделие на 70% состоит из переработанного материала по весу, что, несомненно, заслуживает восхищения!
Баланс и экономия
В результате получается отказ от традиционного вязания и ткачества, которые требуют больше операций, энергии и дополнительных ресурсов.
Однако, отходя от традиционных процессов вязания и ткачества, компания заявляет, что может упростить процесс изготовления материала за счет сокращения этапов, отказа от многоступенчатого цикла создания пряжи, от вязания, кроя, шитья и т. д. Если минимальное количество операций приводит к оптимальному результату – это ли не гениально?
Кроме того, коллекция спортивной одежды Nike Forward создается в минималистичном стиле, с принципиальным отказом от фурнитуры, молний, пуговиц, трикотажных манжет (подвязов), что, в свою очередь, снижает затраты и себестоимость. А еще отсутствие таких деталей упрощает дальнейшую переработку. Вода не используется для окрашивания или отделки ткани, и одежда Nike Forward изначально будет доступна только в одном цвете — сером.
Маркетинг для будущего
Нужно знать историю компании Nike, где от интуитивных решений со временем пришли к сочетанию этой интуиции с применением передовых достижений науки и всего арсенала практического маркетинга. Высока вероятность того, что в ближайшее время технология станет мейнстримом, и, возможно, модой. В любом случае, даже если этого не произойдет, очевидно: компания развивает свои технологические возможности, что впоследствии запросто сможет сыграть и в других сегментах рынка.
Что получают клиенты?
У покупателей есть возможность познакомиться с новым материалом. Продажи уже стартовали.
Это не традиционный трикотаж или ткань, а нечто совершенно новое.
Nike Forward может быть изготовлен из различных слоев, включая переработанные промышленные отходы. Слои из полиэстера (в том числе переработанного) разной фактуры и плотности, собранные вместе, выполняют заложенный проектировщиками функционал.
Этот легкий и теплый материал. Он соответствует стандартам технологии Nike Therma-FIT ADV и обеспечивает тепло без утяжеления. Параметр термостойкости на килограмм материала (RCT) Nike существенно выше по сравнению с эталонными флисовыми материалами.
Nike Forward дебютировал с хорошо зарекомендовавшей себя моделью – серой толстовкой с капюшоном.
Кроме толстовки с капюшоном (худи), выпущена вариация и без него.
Отметим карманы с необработанными краями, открытые швы, манжеты и другие лаконичные элементы дизайна.
Чтобы материал хорошо выглядел при продолжительной носке, за ним необходимо ухаживать – не так, как за обычным флисом, который было достаточно просто «бросить в стирку».
Это можно постирать?
Да. Но стоит знать об особенностях. Стирать одежду Nike Forward необходимо в холодной воде (экономия калорий, меньше «углеродный след»). Это – ключ к сохранению структуры материала и предотвращению усадки. После стирки следует разложить одежду Nike Forward ровно, чтобы она высохла. Чтобы сохранить форму и структуру, важно не использовать сушилку и укладывать изделия на ровной поверхности, без складок.
Вдобавок необходимо счищать любые отслоения на материале с помощью щетки. Это естественная часть жизненного цикла материала.
Новое и нужное обязательно пробьет себе дорогу
Nike Forward – это достижение, которому предшествовали более чем 30 лет инноваций, ориентированных на устойчивое развитие, пополнивших ряды новых технологий Nike Air, Flyknit, Flyleather, Space Hippie и Next Nature. Проект способствуют развитию культуры инноваций в Nike. Новая технологическая платформа разработана специально, чтобы в будущем ее можно было использовать по кругу, повторно используя после переработки.
Модели Nike Forward дебютировали в продаже в магазинах бренда 15 сентября 2022 года.