Российский рынок дезинфицирующих средств в 2020 году резко изменил динамику развития, показав рост объемов потребления в натуральном выражении в 2,7 раза, до 37,6 тыс. тонн, следует из исследования маркетинговой компании IndexBox.
Ранее, в 2013-2019 гг., рынок постепенно падал с 15,8 до 13,9 тыс. тонн. Небольшой рост наблюдался только в 2014 и 2017 гг. – 7% и 15% соответственно. «В условиях сокращения количества ЛПУ (лечебно-профилактических учреждений – ред). в РФ рынок не мог показывать заметный рост, потому что именно ЛПУ являются основными потребителями дезинфицирующих средств», – поясняют аналитики.
В 2020 году в России отмечалось взрывное увеличение спроса на дезсредства на фоне пандемии COVID-19. Существующие мощности по их производству были загружены до предела. Одновременно многие компании смежных и других отраслей – от парфюмерии до стеклоочистителей – переориентировались на выпуск дезинфицирующих средств, удовлетворяя спрос как бюджетных и коммерческих организаций, так и населения.
До пандемии в отрасли действовало более 50 предприятий, сейчас количество игроков выросло. Однако рынок продолжает оставаться низкоконцентрированным: на долю семи производителей приходится около 40% объема российского выпуска. Среди значимых игроков IndexBox называет ООО «НПФ «Геникс».
По мере снятия ограничений и снижения уровня заболеваемости коронавирусом, ажиотаж относительно дезинфицирующих средств будет спадать, прогнозируют аналитики. Однако до объемов допандемийного 2019-го (13,9 тыс. тонн) рынок не опуститься благодаря «остаточному эффекту», а именно появившейся как в корпоративном секторе, так и у частного потребителя привычки чаще обрабатывать поверхности и внимательнее относиться к чистоте. В итоге потребление дезсредств в 2021 году составит 21,1 тыс. тонн и будет понемногу расти, до 21,9 тыс. тонн в 2025-м.