Реализация проекта маркировки обуви контрольными идентификационными знаками (КИЗ) создаст условия для ведения мониторинга оборота данной продукции на территории России, что позволит повысить «прозрачность» обувного рынка, обеспечит возможность эффективных мер противодействия незаконному обороту промышленной продукции на территории нашей страны — считают члены рабочей группы Национального обувного Союза по маркировке (идентификации) от ЗАО «МОФ «Парижская коммуна».
В рабочую группу также входят представители обувных предприятий и компаний оптовой и розничной торговли: «КАРИ», «Эконика», «Зенден», «Макфайн», ГК «Авенир», «Спортмастер», «Егорьевск-обувь», «Белвест», «Найк», «Техноавиа», «Восток-сервис».
КИЗ против контрафакта и демпинга
В настоящее время значительное количество обуви ввозится нелегально, что оказывает основное демпингующее действие на добросовестные компании, подрывает рынок. Очевидно, этот товар реализуется без уплаты налогов. И этот же вал контрабанды мешает импортозамещению, развитию нашего внутреннего производства.
Нужны ли чипы рабочим ботинкам?
Важной особенностью обувного рынка является его малая консолидация: на долю крупных сетей приходится от 5 до 7%. При этом, реализация обуви осуществляется по всей стране, в основном, субъектами среднего и малого предпринимательства. Объем контрафакта очень велик и составляет до 30-40 % и более российского рынка потребительских товаров. Оборот нелегальной продукции причиняет огромный вред отечественному производству. Оно страдает из-за нечестной конкуренции с фирмами, которые «уходят» различными способами от уплаты налогов. Российский бюджет ежегодно теряет более 200 млрд. руб. налоговых и таможенных платежей. Одновременно несет потери и потребитель, приобретая некачественный товар, за который никто не несет ответственность.
Реализация проекта маркировки, таким образом, создаст условия для стабильного развития добросовестных участников рынка, поможет увеличить поступления денег в бюджет и снизить занятость населения в «теневом» секторе, откроет возможность для роста ВВП. Введение аналогичных мер для реализации алкогольной продукции, меховых изделий (шуб из натурального меха) показывает, что маркировка способствует решению этих задач. Опыт Беларуси, где мероприятия по борьбе с контрафактом и контрабандой были начаты ранее, также подтверждает, что система идентификации товаров дает положительные результаты.
Система маркировки обуви не приведет к росту цен — Минпромторг
На год раньше срока
Ввод обязательной маркировки обуви контрольными (идентификационными) знаками намечен на 1 января 2019 года. Однако, ряд участников обувного рынка – в их числе ЗАО «МОФ «Парижская коммуна» — выразили готовность добровольно приступить к маркировке в 2018 году. Участие в пилотном проекте производителей, импортеров, оптовых и розничных продавцов позволит качественно подготовиться к массовому внедрению «Системы маркировки обуви» с учетом особенностей, выявляемых на практике.
Конечно, это потребует дополнительных средств и усилий, особенно на начальном этапе реализации проекта, так как придется выполнить маркировку складских остатков. Идентификационный номер будет присваиваться каждой паре, но это не так трудоемко, как может показаться на первый взгляд. На обувной коробке помимо привычного уже на этикетке штрих-кода, обозначающего артикул изделия, будет размещаться QR-код (двумерный штрихкод) с индивидуальным номером каждый пары, который присваивается в момент отгрузки с производства.
Любой покупатель, инспектор или даже конкурент, пользуясь обычным смартфоном, сможет, считав QR-код, узнать, что это за обувь, в каком магазине она должна продаваться, и что делается это легально, то есть все положенные налоговые выплаты производителем и продавцом выполнены в полном объеме. В момент приобретения обуви покупателем ее уникальный номер снова передается через кассовый аппарат магазина в Госреестр и, соответственно, туда поступает информация, что данная пара выведена из оборота путем реализации через розницу. Весь путь, начиная от производства, со всеми переходами по оптовым звеньям, четко отслеживается.
Разработка информационной системы маркировки обуви ведется госкорпорацией «Ростех» и Федеральной налоговой службой.
Подготовлено по материалам Московской обувной фабрики «Парижская коммуна»