Страдает ли рынок спецодежды теми же недугами, что и рынок обычных курток-рубашек, и стоит ли его лечить «лекарством» от Минпромторга и ФНС.
На минувшей неделе в Бишкеке прошел очередной, уже 5-й по счету, международный форум «Антиконтрафакт», посвященный проблемам противодействия незаконному обороту промышленной продукции. Его участниками стали представители министерств и ведомств государств-членов ЕАЭС, главы крупных компаний и организаций, ведущие международные эксперты.
Выступая на закрытии форума зампредседателя Госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, замглавы Минпромторга РФ Виктор Евтухов, в частности, отметил: «Распространение контрафактной и фальсифицированной продукции является одной из самых острых и актуальных проблем для экономики всех стран, входящих в ЕАЭС. В условиях отсутствия границ внутри Союза необходимо принимать скоординированные межгосударственные меры, выстраивать эффективную систему противодействия незаконному обороту промышленной продукции. И здесь важно соблюдать разумный баланс государственного регулирования и развития бизнеса, что весьма непросто».
С Евтуховым трудно не согласиться: проблема контрафакта давно уже перешагнула все возможные границы и перестала быть «головной болью» какого-то отдельного государства; проблему эту невозможно решить каким-то одним способом, будь то экономические методы или правовые — здесь возможен только комплексный подход; и, что самое главное, невозможно решить проблему контрафакта в одиночку — только межгосударственные скоординированные действия могут принести желаемый результат. Все это правильно, неоспоримо и может только приветствоваться.
Но я бы обратил внимание на последнюю фразу цитаты из выступления замминистра, которую привел выше – о разумном балансе между интересами государства и бизнеса.
И здесь как раз возникает масса вопросов к инициаторам «антиконтрафактной» маркировочной кампании.
Успехи чипирования
Как сообщил на том же форуме заместитель руководителя Федеральной налоговой службы России Андрей Батуркин, в преддверии зимнего сезона 2017-2018 участники системы маркировки товаров только за июнь-август этого года чипировали более 340 тысяч меховых изделий, что составляет половину от введенных в легальный оборот в 2016 году.
Напомню, пилотный проект по маркировке изделий из меха ФНС России совместно с другими странами ЕврАзЭс ведет с 2016 года. По утверждению Батуркина, за это время легализовался каждый четвертый представитель мехового рынка, а товарооборот вырос в семь раз, составив более 1 млн товаров на 59 млрд рублей (эти цифры незначительно, но расходятся с данными Минпромторга: по словам главы этого ведомства Дениса Мантурова, товарооборот меховых изделий увеличился в 12 раз в физическом значении, а в стоимостном — в шесть раз, до 55 миллиардов рублей).
Так или иначе, «взрывная» легализация мехового рынка – налицо. Наверное, именно это толкает правительство к распространению пилотного проекта по чипированию меховых изделий на обувь и на верхнюю одежду. Выступая в конце августа на совещании по развитию легкой промышленности, Мантуров заявил: «Аналогичный механизм маркировки в 2018 году мы планируем распространить на кожаную обувь, с 2019 года — внедрить маркировку верхней одежды, курток, блузок, сорочек, костюмов, постельного и столового белья».
А у вас блузки с чипами?
Трудно сказать, насколько эта мера поможет в борьбе с контрафактом. Все-таки, рынок верхней одежды и обуви значительно обширнее рынка шуб, а, во-вторых, сорочки-куртки-скатерти на порядок, а то и на два дешевле меховых изделий. И если в цене шубы цена «чипа» растворяется и незаметна, то для недорогих изделий добавление «на старте» оборота 15-22-рублевого знака может оказаться существенной. А если учесть, что производителям и реализаторам придется еще приобретать дорогостоящее оборудование для считывания кодов, то можно смело прогнозировать удорожание изделий этого сегмента легпрома на 7-10 процентов. И это при условии, что часть затрат производители и продавцы все же возьмут на себя, что, согласитесь, маловероятно.
Стоит иметь в виду и такой момент: производителей маечек-шортиков-рубашек значительно больше, чем меховых изделий или, например, сигарет. И, очевидно, договориться со всеми зарубежными производителями одежды, чей товар поставляется в страны ЕАЭС, вшивать или вклеивать в свою продукцию «знаки отличия», будет сложно. А перекладывать это на дистрибьюторов – нежелательно, ибо чревато потерей той самой прозрачности, за что ратуют правительство и таможня.
Аналитики рынка легпрома заявляют, что сегодня абсолютное большинство представленных на российском рынке брендов одежды и обуви свою продукцию уже маркируют, в том числе и при помощи чипов, используя RFID-технологии для автоматизации логистики и выявления контрафакта в рознице. Тем не менее, это никак не сказывается на объемах контрафакта. По данным Генпрокуратуры, около 35% товаров легкой промышленности — подделка. А эксперты утверждают, что существенную часть контрафакта – около 60% — делают в России.
Таким образом, ожидать, что чипирование принесет полную победу над контрафактом, не приходится. Раз есть спрос на контрафакт, то и предложение будет.
Спецодежда тоже? 😱
Следующий открытый вопрос: распространится ли требование о маркировке на спецодежду? И если да, в чем будет смысл этого чипирования.
Если речь идет о защите производителей спецодежды вообще и намерении препятствовать ввозу контрафакта из-за рубежа, то вряд ли усилия будут оправданы экономически — рынок спецодежды, речь и о спецобуви тоже, во-первых, специфичен и на него мало кто покушается, во-вторых, узок настолько, что все производители и продавцы знают всех своих коллег чуть ли не в лицо. А потому, в отличие, например, от брендовой одежды, спецодежду «клонируют» очень редко. На моей памяти я вообще не припомню ни одного подобного прецедента.
Если же маркировка спецодежды будет направлена на защиту российских брендов спецодежды от российских же «подпольных» производителей, то и тут особого смысла в подобных мерах нет, ибо спецодежда — товар недорогой, а от российских производителей – тем более, и в силу этого также не представляет особого интереса для «пиратов».
«В прошлом году госкомпании и компании с государственным участием стали чаще использовать спецодежду из отечественных тканей и материалов. Довольно долго для изготовления спецодежды использовались иностранные ткани, отсутствовали нормативы и стандарты для оценки качества. Но сейчас доля тканей российского производства увеличилась и составляет уже 46%», — рассказал в интервью одной из газет замминистра Евтухов буквально накануне совещания по легкой промышленности. Более того, по словам Евтухова, ряд крупных российских компаний намерен до конца года полностью экипироваться российской спецодеждой в силу ее дешевизны и высокого качества. Но именно дешевизна, в первую очередь, и отпугивает «пиратов», лишая смысла нелегальное производство.
Стоит ли игра свеч?
Кстати, о цене. Средства индивидуальной защиты, если речь идет о халатах-куртках-майках-ботинках, стоят значительно дешевле обычной одежды, и здесь уже влияние знаков маркировки на цену товара может стать решающим. Стоимость, например, рабочих халатов в Москве начинается со 150 рублей. У производителя — процентов на 30-40 дешевле. А значит, 15-рублевая марка будет означать повышение цены от 10 до 20 процентов. То же самое можно сказать и про спецобувь, перчатки, майки. Кроме того, теперь каждый производитель и конечный потребитель должны будут оборудовать склады и магазины сканерами, считывающими чипы или знаки маркировки, и таких устройств на складах предприятия для обеспечения ритмичной работы должно быть, как минимум, 2-3. А цена сканера на сегодня – 45 000 – 70 000 рублей…
Система маркировки обуви не приведет к росту цен — Минпромторг
Если добавить сюда и такой субъективный фактор, как усложнение документооборота и увеличение объема бухгалтерской отчетности, думаю, что ответ очевиден: чипирование спецодежды – не самая первоочередная и ожидаемая в списке необходимых мер на этом рынке. Так что, если Правительство, все же, обложит спецодежду и спецобувь требованием о маркировке, то будет просто завуалированной введением нового налога.
В целом, позицию Минпромторга, таможни, ФНС, да и всего Правительства понять можно. Казна нуждается в деньгах и единственный способ их получить в условиях стагнирующей экономики – это новые налоги на старое производство. Но открытое их введение чревато социальной напряженностью и обвинениями в притеснении бизнеса (нарушение того самого баланса, о котором говорил г-н Евтухов). Остается только один способ – насильно продавать то, что никто покупать не стремится – речь о чипах, марках и соответствующем оборудовании. Ну а поможет ли это все очистить рынок одежды и обуви от контрафакта? Вряд ли. Акцизным маркам уже 13 лет, но вряд ли кто-то рискнет назвать алкогольный и табачный рынки полностью прозрачными и свободными от подделок. Я, как заядлый курильщик, могу с полной ответственностью утверждать: даже среди самых-самых именитых импортных сигарет «левак», по всем правилам обклеенный акцизными марками и разрисованный положенными «ужастиками», встречается гораздо чаще, чем качественный товар.
Тем не менее, было бы желательно узнать мнение на эту тему у профессионалов рынка, в первую очередь Ассоциации «СИЗ» и крупных производителей спецодежды.
Александр Жданов, Вице-президент ГК «Восток-Сервис», Директор по логистике, участник рабочей группы Национального обувного союза по разработке технического задания на систему маркировки обуви.
Что касается обуви, то её не предполагается маркировать RFID – метками. Предполагается, что это будет QR – код, который производитель или импортёр будет сам распечатывать и наносить на индивидуальную упаковку или обувь. Принтеры типа «Зебра», которые придётся покупать, не являются существенным обременением для сколько – нибудь значимого производителя обуви. Для совсем мелких производителей можно использовать и самые обычные принтеры для печати маркировки. Вряд ли будут сложности и существенные затраты и при работе с ресурсом, на котором нужно будет фиксировать движения обуви. Также необходимо будет вступить в международную организацию GS1 (Ассоциация автоматической идентификации GS1 — прим. ред.) разрабатывающую стандарты для цепей поставок. Эта организация будет выдавать коды товаров (GTIN) для последующего использования в маркировке (индивидуальные номера каждой пары обуви будет генерировать или сама система маркировки или производитель по неким правилам). Соответственно, на каждую пару обуви какого-то существенного увеличения стоимости не произойдёт. Но неудобства, понятно, будут, так как рабочие процессы нужно будет перестраивать.
Для руководителей российского Национального обувного союза, на основе которого создана рабочая группа по разработке системы маркировки обуви, очевидно, что (как и для меховых изделий) произойдёт существенное снижение контрафакта в сегменте повседневной обуви. Система разрабатывается таким образом, что в любом магазине любой владелец смартфона может подойти к любой паре обуви, сканировать QR-код и посредством специального приложения получить информацию о том, является ли данная пара обуви легальной, должна ли она находиться в данном магазине и характеристики этой обуви. Если пара нелегальная, то сразу можно «сообщить куда следует». Поэтому предполагается, что государство без увеличения налоговых проверок очень легко сможет контролировать легальность обуви.
С точки зрения рабочей обуви снижения контрафакта не произойдёт, так как на данном рынке его и так очень мало. Более того, что может произойти общее снижение рынка рабочей обуви, так как предприятия будут настроены покупать обувь без КИЗ (контрольных идентификационных знаков — прим. ред.) или вообще стараться какое-то время не покупать, так как им нужно будет внедрять систему выведения КИЗ из оборота на соответствующем государственном портале. Для того, чтобы этого не допустить, мы в рамках рабочей группы по маркировке внесли ряд предложений, которые предусматривают, чтобы вывод КИЗ осуществлялся не предприятием, а самим поставщиком рабочей обуви (конечному потребителю). Наши предложения были услышаны и вошли в проект технического задания на систему маркировки. Пока неизвестно, будут ли данные предложения приняты государством. Отказаться от маркировки рабочей обуви вообще не получится, так как в этом случае под видом рабочей обуви в обороте тут же окажется повседневная обувь, и система уж точно работать не будет. Это понимают в Национальном обувном союзе.
По существующим планам система маркировки обуви начнёт работать в тестовом режиме на добровольной основе в 2018 году, с 2019 года она станет обязательной, но в первую половину 2019 года можно будет обувь на своих складах и магазинах маркировать КИЗ самим. Со второй половины года маркировать обувь смогут только производители или импортёры, остальные участники будут только фиксировать движение КИЗ на соответствующем государственном портале.
По маркировке одежды пока каких-либо конкретных данных нет, поэтому сказать что-либо трудно. Думаю, что система будет похожа на систему маркировки обуви, поэтому всё, что выше написал про обувь будет применимо и к одежде.