Появление джинсов связано с золотой лихорадкой середины ХIХ века, когда их начали носить старатели. Сообразительные дельцы быстро оценили потребность в прочной защитной одежде из денима.
Первые модели
То, что в русском называется полукомбинезоном, в английском – bib pants, bib overall – «брюки с нагрудником», в то время как комбинезон по-английски overall.
В нашем обзоре мы рассматриваем именно полукомбинезон.
Слитная одежда известна с 1700-х годов. Алхимики считали, что одежда должна быть единой – «чтобы не уходила особая энергия».
Этот факт всерьез учитывается разработчиками современных компьютерных игр.
Акробаты, актеры и фехтовальщики применяли слитные костюмы, которые в английском объединены названием slops (изначально «помои», «отстой», нечто очень грязное, а позже – нечто, надеваемое поверх одежды).
Фото livemaster.ru.
Вероятно, французские названия slops и salopette (во французском имеет несколько значений: «детская одежда на шлейках», «комбинезон», «охотничья одежда») и русское устаревшее салоп (верхняя женская одежда, широкая длинная накидка с прорезями для рук или с небольшими рукавами) – близкородственные слова.
В левом верхнем углу: Ребенок на ткацком производстве. Jaggers Cop tubing 1892 (PD). Гравюра с сайта biboverallsfilms.blogspot.com. Ниже и справа: фото рабочих-подростков (hellishamerica.ru).
Дети быстро растут, а полукомбинезоны с регулируемыми лямками могли служить им несколько лет. Нагрудник защищал от грязи и повреждений.
Эта рабочая одежда подходила и для взрослых.
К 1850 году уже существовало цеховое разделение. Белые полукомбинезоны носили художники и маляры, полосатые (в очень тонкую полоску) – железнодорожники, синие – фермеры.
Levi Strauss в 1873 запатентовал свой полукомбинезон. По всем сохранившимся фактам, он был первым джинсовым. Его стали копировать.
Канадский полукомбинезон Brotherhood Overalls. Фото. lh3.googleusercontent.com.
Трио рабочих. 1898 год. Фото vintagephoto.livejournal.com.
Руки свободны, подмышки открыты, полукомбинезон держится на плечах, не нужно подтягивать сползающие брюки – удобно при постоянном физическом труде.
Рекламная открытка. Фото union-made.blogspot.com.
На открытке нет даты, но считается, что она датирована примерно 1910 годом. Полукомбинезон пошит фирмой Burnham, которой владели Munger & Root – производители спецодежды Fitz в Канзас-Сити, штат Миссури. Компания была основана в 1893 году.
В блогах реконструкторов и костюмеров можно найти бесценные материальные свидетельства прошлых лет.
Выкройка полукомбинезона для домашних работ из журнала Ladies’ Home. 1917 год. Фото unsungsewingpatterns.net.
Обратите внимание: мужчина в галстуке – почтительное отношение к труду.
Полукомбинезон носили и женщины.
Из американского каталога почтовой торговли (сезон 1918-1919 гг.). Фото vintagedancer.com.
Не стоит забывать, что 4 млн. американцев участвовали в Первой мировой войне (1914-1918 гг.), и многие работы упали на плечи женщин. Таков контекст.
Появление полукомбинезона в России
Проекты плакатов к 1 Мая. В. В. Лебедев, 1920.
Семья художников-футуристов – Родченко и Степанова – и их дизайнерские решения.
Они создали немало моделей комбинезонов и полукомбинезонов для униформы, спортивной одежды, театральных костюмов.
Периодически на крупных выставках демонстрируются эти работы Родченко-Степановой, которые каждый раз выглядят по-новому.
Экспонат московской выставки «Москва – Париж, 1982».
В США в то время полукомбинезоны массово изготавливаются из денима. Об этом свидетельствует реклама модели для железнодорожников от компании Oshkosh. В ней говорится, что модель предлагают 10.000 торговцев.
Страница каталога Oshkosh B’gosh AD from Brotherhood of Locomotive Firemen and Enginemen’s Magazine. Июль 1927.
В 30–40-е гг. такую одежду носили люди всех возрастов. Между Россией и США было немало контактов, устанавливались торгово-промышленные связи.
В эти годы на плакатах уже можно заметить рабочих и работниц в полукомбинезонах. Сама модель, скорее всего, была заимствована – пряжки на лямках и застежка были, как на джинсовых, – но для пошива использовали хлопковую ткань, что-то вроде плотной саржи.
«Работницы, колхозницы, будьте в первых рядах бойцов за вторую пятилетку, за построение бесклассового, социалистического общества». Н. С. Пинус, 1932. Фото nlr.ru.
«Старатели пишут письмо творцу Конституции И.В.Сталину». В. Н. Яковлев, 1936. Фото Е. Рымаря, Гетсиз©.
Сюжет для своей картины художник нашел в реальной жизни: на Валерьяновском прииске Свердловской области. Молодой старатель в центре одет в рабочие брюки из плотной грубой ткани, похожей на брезент.
Спереди куртка сшита со штанами, а сзади крепится к ним петлями.
В 1929 году ВСНХ СССР и американская фирма Ford Motor Company заключили соглашение о технической помощи по организации и налаживанию массового производства легковых и грузовых автомобилей. Основой производственной программы были выбраны модели Ford-A и Ford-АА. Завод проектировался американским архитектурным бюро Альберта Кана, техническое руководство строительством осуществляла американская компания «Остин», строительство вёл трест «Металлострой».
На картине художницы Сары Шор полукомбинезоны – часть униформы.
«Мы учимся управлять автомобилем», Сарра Шор. Горьковский автозавод.
Иллюстрация из книги «Жёны инженеров», 1937 г. Из блога @Слава44, liveinternet.ru.
Интересен исторический и социальный контекст. Движение жен-общественниц зародилось в 1936. Началось с того, что нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе в одной из своих поездок заметил, как жена начальника Красноуральской электростанции Суровцева высаживала цветы у входа на станцию. Было решено поддержать эту инициативу: созвали первое всесоюзное совещание жен ИТР промышленности, в котором участвовал Сталин. Так домохозяйки стали работницами.
Среди позитивных результатов этой политики можно выделить возросшую экономическую самостоятельность, образованность широких масс женщин; доступ к большинству рядовых профессий, в том числе таких, которые считались традиционно мужскими.
Перед самой войной полукомбинезоны засветились в кино на главных героинях экранов тех лет.
Слева кадр из фильма «Светлый путь» (1940). Любовь Орлова в полукомбинезоне.
Справа – Марина Ладынина тоже в полукомбинезоне. Кадры, в том числе один колоризированный, из фильма «Трактористы» (1939) года.
Для съемок в фильме «Светлый путь» Любови Петровне Орловой, как и ее героине, пришлось учиться ткацкому делу в Московском НИИ легкой промышленности под руководством однофамилицы, ткачихи-стахановки, Орловой О.П.
В войну женщины заменили мужчин на рабочих местах. Трудно сказать, как в военное время снабжали спецодеждой, но на плакатах выкристаллизовывается понятный образ работницы в полукомбинезоне и косынке.
Слева «Чем крепче тыл — тем крепче фронт!». О. Эйгес, 1941. Из блога @babs71, livejournal.com.
Справа «Все для Победы! Фронту от женщин СССР». А. А. Кокорекин, 1942. army.lv
В послевоенное время образ рабочего в полукомбинезоне становится штампом.
Плакаты послевоенного времени.
За свою практичность полукомбинезон стал спецодеждой и был широко востребован на индустриальных предприятиях СССР.
Работницы ВАЗ, 70-е.
К форм-фактору полукомбинезона в одежде не раз прибегали конструкторы не только форменной, рабочей, но и спортивной, модной одежды.
Фото из журнала мод 1981 года. baraholka.com.ru.
Не только об истории
В России до сих пор нет специализированного рабочего бренда джинсовой одежды. Необходима и найдет потребителя спецодежда из джинсовой ткани с усилителями особо нагруженных мест, со вставками дышащих секций в зонах, требующих интенсивного отвода естественной влаги, с секциями, способными тянуться, для активного физического труда и коррекции фигуры.
Желательно, чтобы выглядело это свежо и модно, соответствовало современному уровню качества применяемой фурнитуры и отделки, комбинировало цвета и фактуры.
Есть направления, в которых активно внедряются новые подходы к конструированию и моделированию, и не грех присмотреться к ним для креативного переосмысления и вдохновления идеями.
Одежда для нестандартных фигур, спорта, активного отдыха, для хипстеров или в стилистике 50-60-х – все найдет своего потребителя.