Кто придумал сделать застёжки элементом декора и выделять их цветом? Когда шов перестали прятать и превратили в украшение? Откуда в спецодежде взялись такие распространённые сочетания цветов, как синий, серый и чёрный; оранжевый и зелёный; оранжевый и серый? Как в жизнь отечественных рабочих вошёл комбинезон? Ответы на все эти вопросы ведут к супружеской паре, в начале прошлого века изменивших все представления мира о гардеробе вообще и спецодежде в частности, — художникам Александру Родченко и Варваре Степановой.
«Костюм в действии»
1923 год, Москва. Во втором выпуске журнала «ЛЕФ» («Левый фронт искусств») выходит статья, подписанная псевдонимом Варст, озаглавленная «Костюм сегодняшнего дня – прозодежда» (производственная, то есть).
Шов – это красиво!
Таинственный автор провозглашал совершенно новые для своего времени идеи.
— «Сегодняшний костюм надо смотреть в действии, вне его нет костюма, так же, как бессмысленна машина вне работы ею производимой»,
— «эстетические элементы заменить процессом производства самого шитья костюма. Поясню – не прикреплять к костюму украшения, а сами швы, необходимые в покрое, дают форму костюму. Обнажить способы шитья костюма, его застежки и пр… Нет больше глухих кустарных швов, есть индустриальная строчка швейной машины»,
— «весь внешний вид костюма – станет формой не произвольной, а выходящей из требований задания и материального его осуществления»,
— весь внешний вид костюма – станет формой не произвольной, а выходящей из требований задания и материального его осуществления… Пример: костюм машиниста имеет общий принцип в схеме покроя – предохранение от возможности быть задетым машиной. В зависимости же от характера производства – костюм ли это для машиниста в типографии, на паровозе или металлической фабрике вносятся индивидуальные особенности в выбор материала и детализацию покроя… Особое место в прозодежде занимает спецодежда, имеющая более точные специфические требования».
Эта статья отнюдь не была чисто теоретической. Под псевдонимом Варст писала Варвара Степанова, которая вместе с мужем уже активно внедряла свои идеи в жизнь.
Подражая технике
Варвара Степанова занималась разработкой эскизов для тканей, шедших на прозодежду, и, в частности, предлагала такие смелые варианты.
Но Варвару Степанову, как она и писала в статье, интересовал не только «узор на ситчике». Молнии, швы, карманы – всё, что раньше было принято маскировать в костюме или хотя бы не выделять, теперь с подачи художницы заявило о себе в полный голос. Именно такие элементы одежды и должны стать её полноценным украшением, считали супруги-конструктивисты. Прорабатывали они и вопросы комфорта, которые прежде не особенно-то ставились.
Идеи Степановой и Родченко не оставались лишь умозрительными: их тут же использовали в производстве. Мир вокруг стремительно заполнялся техникой, и супруги с энтузиазмом создавали экипировку для людей, которые будут ее строить, ремонтировать, ею управлять. По логике художников, спецодежда должна была соотноситься с производственным процессом – не только практически, но и визуально. Так на рабочие куртки, штаны и комбинезоны попали геометрические формы, углы и прямые линии.
Комбинезон в массы!
Примерно в то же время Родченко и Степанова спроектировали комбинезон. Строго говоря, подобная идея уже существовала, но именно они ввели его в эксплуатацию как, во-первых, удобную рабочую одежду, а во-вторых, что было вполне в духе времени, как первую униформу, подходящую как мужчинам, так и женщинам – так сказать, стирающую гендерные различия как буржуазные и устаревшие!
Комбинезон популяризировался художником в том числе с театральной сцены – как, впрочем, и другие предложенные им варианты одежды рабочего человека.
Жена не отставала: для спектакля «Смерть Тарелкина» спроектировала свой вариант комбинезона.
Многое из того, что предлагали советскому рабочему Степанова и Родченко, сегодня кажется экстремальным. Трудно представить себе спецодежду, например, из такой ткани:
И всё-таки их линии и сочетания цветов вошли в нашу жизнь так прочно, что мы даже этого не замечаем. Эксперименты художников подхватили западные дизайнеры, и сегодня наработками супругов-конструктивистов пользуются не только модельеры одежды – их влияние находят даже в мебели «Икеи». Но всё-таки сами Степанова и Родченко хотели в первую очередь переодеть рабочих. И на самом деле им это удалось.
Глядя на ассортимент современной спецодежды, чаще всего мы, не отдавая себе отчёта, смотрим на переработанные эскизы отечественных художников 20-х годов. Так, Александр Родченко, по сути, сформулировал основы функционала удобного рабочего костюма, которые сегодня нам кажутся элементарными до смешного: головной убор, карманы для инструментов, широкие рукава и брючины, не сковывающие движений. Кстати, в спецодежде, которую он предлагал советскому человеку, художник любил фотографироваться.
А предложенные Степановой цвета просто перестроились в другие геометрические формы.