Среда, 2 июля, 2025
  • Login
ГЕТСИЗ.РУ
No Result
Смотреть все результаты
  • Новости
    • В России
    • В мире
    • Новинки СИЗ
    • Регулирование
    • Торги и закупки СИЗ
  • Маркировка
    • Спецобувь
    • Cпецодеждаnew
  • Обзоры
    • Спецодежда
    • Спецобувь
    • Другие СИЗ
  • Интервью
    • Производители СИЗ
    • Охрана труда
  • Поставщики
  • Рынок СИЗ
    • Аналитика рынка СИЗ
    • Нормативная документация
  • События
    • События
    • Выставки и конференции
  • История СИЗ
Гетсиз.ру
  • Новости
    • В России
    • В мире
    • Новинки СИЗ
    • Регулирование
    • Торги и закупки СИЗ
  • Маркировка
    • Спецобувь
    • Cпецодеждаnew
  • Обзоры
    • Спецодежда
    • Спецобувь
    • Другие СИЗ
  • Интервью
    • Производители СИЗ
    • Охрана труда
  • Поставщики
  • Рынок СИЗ
    • Аналитика рынка СИЗ
    • Нормативная документация
  • События
    • События
    • Выставки и конференции
  • История СИЗ
No Result
Смотреть все результаты
Гетсиз.ру
Главная Охрана труда

Правила железной дороги — в редких плакатах

Французский винтаж vs советская классика.

Евгений Рымарь Евгений Рымарь
17.11.2021
A A
Правила железной дороги — в редких плакатах
962
просмотров

Железная дорога – зона повышенной опасности. И охрана труда здесь всегда была в приоритете.

Сегодня, попадая в зону работы железнодорожного транспорта, человек подвергается повышенной опасности, связанной с механическим травматизмом, электротравматизмом, вредным воздействием шума, вибрацией, электромагнитными полями, загрязненным атмосферным воздухом.

А каково было людям в эпоху паровозной тяги?

Совершенно случайно при поиске информации нам попалась информация о коллекции французских плакатов, в основном послевоенных, выпущенных по заказу железной дороги. Мы нашли данные на форуме французских железнодорожников, в ветке «Старомодная безопасность». Энтузиасты поделились картинками, которых теперь и не сыскать. Былая жизнь, ушедшая эпоха… Но посмотрите, как это сделано!

Правила железной дороги — в редких плакатах

Два французских плаката 50-х и 30-х годов: «Установка предохраняющих ограждений гарантирует безопасность» и «При перемещении осей действуй так, а не так!».

Вдохновившись, сначала мы хотели представить исключительно французский плакатный винтаж. Но после пересмотра коллекции возникло щемящее ностальгическое чувство, словно ты нечто подобное уже видел!

Как говорится, интернет в помощь. Скоро стало понятно, что похожие мотивы использовались в плакатах у нас, на просторах могучего СССР.

В итоге наша задумка оформилась в сопоставление французских и советских плакатов, перекличку между аналогами из двух стран. Получился обмен воспоминаниями — или даже художественный баттл. Посмотрим?

Правила железной дороги — в редких плакатах

Франция и Советский Союз в эпоху стимпанка.

Экономика строится, растут перевозки. Мир машин таит свои опасности, возникает необходимость в постоянном напоминании об угрозах. Проблему решали плакаты по технике безопасности, которые размешались в местах работы железнодорожников: в депо, ремонтных цехах, хозяйственно-бытовых помещениях. С плакатов звучали грозные предупреждения, которые художники, тонкие психологи, зачастую дополняли узнаваемой чернушной сюжетной графикой. В то время общественное сознание допускало такие приемы, они никого не шокировали, были понятны и хорошо запоминались.

Правила железной дороги — в редких плакатах

Французский плакат 50-х годов: «Не пытайся пройти между колесами» и наш хрестоматийный, 30-х: «Помни о колесах».

Правила железной дороги — в редких плакатах

Два французских и советский плакаты посвящены опасности вагонных буферов (в изысканном французском предупреждение звучит как «Опасайся тампонов»). Сегодня они выглядят комично, как анахронизм, но в ту пору опасность была серьезной, и резонно было напоминать о ней еще и еще.

Правила железной дороги — в редких плакатах

«Не выглядывай, не высовывайся, не прислоняйся, не опирайся на слабую опору», — вещает французский плакат. На свой лад ему вторит строгий советский. Сейчас трудно себе это представить, но в паровозную эру работа на поезде подразумевала активные перемещения по нему. Главное правило было — не высовываться за габарит.

Правила железной дороги — в редких плакатах

Второе главное правило — не соскакивать с поезда на ходу.

Правила железной дороги — в редких плакатах

Поворотный круг – инженерное чудо, венец прогресса своего времени. Это уникальное сооружение экономило время и строилось не на всех станциях. Но за прогресс надо было платить повышенным вниманием к движущемуся сложному механизму.

Погрузка угля – операция ежедневная, рутинная, но в то же время опасная и требующая внимания: тут и раскачка больших масс, и опасность падения льда и обломков, налипшего угля.

Правила железной дороги — в редких плакатах

Оператор крана имел довольно ограниченное поле зрения, высокие борта вагона могли скрыть зазевавшегося рабочего. Поэтому требовалась слаженность работы, выучка, способность быстро подавать понятные сигналы. В армии, на флоте, на железной дороге умение громко свистеть было ценным навыком.

Правила железной дороги — в редких плакатах

Рядом с проезжающими составами необходимо правильно не то что работать, а даже ходить и стоять: огромные инертные массы движущихся вагонов и локомотива трудно затормозить, поэтому любой человек, находящийся поблизости, должен иметь представление об опасности, пройти инструктаж. Радикальная мера, с которой мы сталкиваемся сегодня, – специально оборудованная полоса отвода вдоль железной дороги, огороженная забором (охранная зона ж/д путей).

Сам паровоз требовал не только знаний и умений, но и уважительного к себе отношения, так как нес немало специфических опасностей для паровозной бригады и рабочих-путейцев.

Правила железной дороги — в редких плакатах

Чтобы в котле не скапливались шлам, ил, песок и масло, для смены перенасыщенной солями воды котел периодически продувают. Для удаления примесей питательной воды, скапливающихся в нижней части котла, служит нижнее продувание, а для удаления масла и грязи, плавающих в верхних слоях воды, – верхнее. Продувание является очень ответственной операцией, так как по недосмотру или неумению можно упустить воду и вызвать тем самым серьезную поломку котла.

Новые опасности возникли при переходе с паровой тяги на электрическую. Риск поражения током нашел отображение во французских плакатах.

Правила железной дороги — в редких плакатах

«С осторожностью работай в зоне контактной сети». Сейчас бы для такой опасной работы потребовался не только специальный допуск, но и целый набор снаряжения, и множество дополнительных мероприятий.

Даже для разгрузки вагонов необходимо было иметь навыки безопасной работы.

Правила железной дороги — в редких плакатах

Французский плакат: «Надежно зафиксируйте помост для выгрузки» и советский: «Правильно закрывай и открывай двери товарных вагонов».

Теперь переходим к обмену экзотическими сюжетами: вот, к примеру, редкость от французских железнодорожников.

Правила железной дороги — в редких плакатах

Плакат, объясняющий правильный безопасный хват кочегарного инструмента – резака. Это скребок для подрезания шлака. Если шлак в топке спекся, загустел, слежался или скоксовался, то его подрезали именно им.

Мало кто знает сегодня, что при обслуживании паровой машины у кочегара имелась не только лопата, но и резак, ломик, пика, гребок, вальцовка, банники, масленки, а также расходники – концы и пакля. Кочегар должен был равномерно распределять уголь, следить за тем, чтобы топка не зарастала нагаром. Но на нем лежали и разные вспомогательные обязанности. Он смазывал буксы, набирал масло и воду, подгребал уголь из тендера в лоток, подсыпал его в стокерную машину (если паровоз был оборудован стокером — углеподающей машиной для мощных котлов, значительно снижающей объем тяжелого ручного труда). Во времена стимпанк-эры (когда ходили паровозы) существовала даже должность ученика кочегара. Ведь неумеха мог погубить машину, и тогда плохо дело!

А вот редкий плакат с наших железных дорог.

Правила железной дороги — в редких плакатах

Сварочные процессы в котле паровоза – пример работы в стесненных условиях. Мастер находился в замкнутом пространстве с плохим режимом вентиляции. О современном снаряжении для проведения работ в подобных условиях Гетсиз уже писал.

Словом, наши победили! Хотя бы потому, что страна у нас больше, железнодорожное хозяйство обширнее, а потому тем в сфере охраны труда находилось немало.

Отдельного упоминания заслуживают художники, оставившие для нас эти свидетельства о прежних временах. Имена их позабыты, ведь выпуск плакатов чаще всего представлял собой поток поденной серийной работы. Но и сегодня можно определить выразительную манеру того или иного автора, его стиль, определенную художественную ценность изображения. Эти плакаты – носители ценной исторической информации, летопись развития железной дороги – а в глобальном смысле, и цивилизации.

Прошли десятилетия, и теперь эти творения неизвестных художников становятся редкостью, предметами собирательства. Особенно интересны они для людей, связанных с железной дорогой. В их глазах такие плакаты имеют сильную эмоциональную окраску. Даже если ваш дальний родственник работал на железной дороге, у вас уже есть повод для доброго разговора с ним «за старую жизнь», пробуждения его воспоминаний.

В заключение напомним о важности соблюдения правил взаимодействия человека с техникой и вообще с производственной средой в современном мире. Каждому специалисту следует уметь идентифицировать опасность и различные ее источники, а для этого необходимо знать их сущность и возможные причины возникновения!

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (15 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

⌛ Нет времени на web-сайты? Попробуйте наш Telegram и не забудьте про Вк.

Метки: Охрана труда

Похожие записи

Рабочие, погибшие в колодце на Старополье, работали без СИЗ – Роструд

Рабочие, погибшие в колодце на Старополье, работали без СИЗ – Роструд

Новости Гетсиз.ру
10.06.2025
67

Управление Роструда по Ставропольскому краю завершило расследование несчастного случая, в результате которого погибли три человека.

«Северсталь» обнародованы расходы на СИЗ на одного рабочего ЧерМК

Минтруд намерен информировать о проведении СОУТ через «Госуслуги»

Новости Гетсиз.ру
03.06.2025
19

Соответствующий законопроект размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Жизнь в Калифорнии после катастрофического пожара

Жизнь в Калифорнии после катастрофического пожара

Гетсиз.ру
25.04.2025
106

Стихийные лесные пожары в Южной Калифорнии (в округе Лос-Анджелес) начали распространяться 7 января 2025 года в агломерации Лос-Анджелеса и прилегающих к нему районах.

Загрузить еще
РЕКЛАМА
Реклама Реклама Реклама
РЕКЛАМА

Популярно на этой неделе

  • Новые модели рабочей обуви США

    Новые модели рабочей обуви из США

    276
    Поделиться 110 Tweet 69
  • Нейросети для дизайна одежды и обуви

    110
    Поделиться 44 Tweet 28
  • 60 крупнейших компаний российского рынка спецодежды и СИЗ 2024 года

    94
    Поделиться 37 Tweet 23
  • Топ-5 креативных западных производителей спецодежды

    316
    Поделиться 126 Tweet 79
  • Как выбрать репелленты для защиты рабочих

    67
    Поделиться 26 Tweet 17

Топ-5 на рынке СИЗ

Лучшие рабочие ботинки на российском рынке СИЗ*

Лучшие рабочие ботинки на российском рынке СИЗ*

14.11.2024
3.7k
Ботинки сварщика от «Техноавиа»

Лучшие ботинки сварщика на российском рынке*

05.11.2024
2.5k
Лучшие одноразовые защитные комбинезоны*

Лучшие одноразовые защитные комбинезоны*

24.10.2024
3.9k
Лучшие защитные закрытые очки на российском рынке СИЗ*

Лучшие защитные закрытые очки на российском рынке СИЗ*

10.09.2024
2.8k
Лучшие открытые защитные очки на российском рынке СИЗ

Лучшие открытые защитные очки на российском рынке СИЗ

30.08.2024
4k
Лучшие влагостойкие рабочие сапоги

Лучшие влагостойкие рабочие сапоги

15.05.2024
3.4k
Лучшие зимние рабочие ботинки: сравнение двух концепций

Лучшие зимние рабочие ботинки: сравнение двух концепций

24.04.2024
4.4k
Лучшие утепленные рабочие сапоги на российском рынке

Лучшие утепленные рабочие сапоги на российском рынке

12.04.2024
5k
Лучшие утепленные перчатки с полимерным покрытием на российском рынке СИЗ

Лучшие утепленные перчатки с полимерным покрытием на российском рынке СИЗ

14.02.2024
5.6k
Лучшие легкие защитные перчатки с полимерным покрытием на российском рынке СИЗ

Лучшие легкие защитные перчатки с полимерным покрытием на российском рынке СИЗ

07.08.2023
10.8k
Лучшие перчатки с полимерным покрытием на российском рынке СИЗ

Лучшие перчатки с полимерным покрытием на российском рынке СИЗ

01.06.2023
8.8k
Июль 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  
« Июн    

Гетсиз.ру

Гетсиз.ру в социальных сетях

Карта сайта

Контакты редакции

Адрес, телефон редакции и выходные данные сетевого издания Гетсиз.ру

Реклама на Гетсиз.ру

Обзоры продукции, события, интервью, баннеры

Медиастудия Гетсиз.про

Видеоролики для YuoTube. Видеосъемка и монтаж. Реклама на Гетсиз.лайф

Подписка на Телеграмм-канал

  • Новости
  • Маркировка
  • Обзоры
  • Интервью
  • Поставщики
  • Рынок СИЗ
  • События
  • История СИЗ

© Гетсиз.ру, 2017-2025. При полном или частичном использовании материалов ссылка на Гетсиз.ру обязательна. 16+

Welcome Back!

Login to your account below

Forgotten Password?

Retrieve your password

Please enter your username or email address to reset your password.

Log In
No Result
Смотреть все результаты
  • Новости
    • В России
    • В мире
    • Новинки СИЗ
    • Регулирование
    • Торги и закупки СИЗ
  • Маркировка
    • Спецобувь
    • Cпецодежда
  • Обзоры
    • Спецодежда
    • Спецобувь
    • Другие СИЗ
  • Интервью
    • Производители СИЗ
    • Охрана труда
  • Поставщики
  • Рынок СИЗ
    • Аналитика рынка СИЗ
    • Нормативная документация
  • События
    • События
    • Выставки и конференции
  • История СИЗ

© Гетсиз.ру, 2017-2025. При полном или частичном использовании материалов ссылка на Гетсиз.ру обязательна. 16+