Железная дорога – зона повышенной опасности. И охрана труда здесь всегда была в приоритете.
Сегодня, попадая в зону работы железнодорожного транспорта, человек подвергается повышенной опасности, связанной с механическим травматизмом, электротравматизмом, вредным воздействием шума, вибрацией, электромагнитными полями, загрязненным атмосферным воздухом.
А каково было людям в эпоху паровозной тяги?
Совершенно случайно при поиске информации нам попалась информация о коллекции французских плакатов, в основном послевоенных, выпущенных по заказу железной дороги. Мы нашли данные на форуме французских железнодорожников, в ветке «Старомодная безопасность». Энтузиасты поделились картинками, которых теперь и не сыскать. Былая жизнь, ушедшая эпоха… Но посмотрите, как это сделано!
Два французских плаката 50-х и 30-х годов: «Установка предохраняющих ограждений гарантирует безопасность» и «При перемещении осей действуй так, а не так!».
Вдохновившись, сначала мы хотели представить исключительно французский плакатный винтаж. Но после пересмотра коллекции возникло щемящее ностальгическое чувство, словно ты нечто подобное уже видел!
Как говорится, интернет в помощь. Скоро стало понятно, что похожие мотивы использовались в плакатах у нас, на просторах могучего СССР.
В итоге наша задумка оформилась в сопоставление французских и советских плакатов, перекличку между аналогами из двух стран. Получился обмен воспоминаниями — или даже художественный баттл. Посмотрим?
Франция и Советский Союз в эпоху стимпанка.
Экономика строится, растут перевозки. Мир машин таит свои опасности, возникает необходимость в постоянном напоминании об угрозах. Проблему решали плакаты по технике безопасности, которые размешались в местах работы железнодорожников: в депо, ремонтных цехах, хозяйственно-бытовых помещениях. С плакатов звучали грозные предупреждения, которые художники, тонкие психологи, зачастую дополняли узнаваемой чернушной сюжетной графикой. В то время общественное сознание допускало такие приемы, они никого не шокировали, были понятны и хорошо запоминались.
Французский плакат 50-х годов: «Не пытайся пройти между колесами» и наш хрестоматийный, 30-х: «Помни о колесах».
Два французских и советский плакаты посвящены опасности вагонных буферов (в изысканном французском предупреждение звучит как «Опасайся тампонов»). Сегодня они выглядят комично, как анахронизм, но в ту пору опасность была серьезной, и резонно было напоминать о ней еще и еще.
«Не выглядывай, не высовывайся, не прислоняйся, не опирайся на слабую опору», — вещает французский плакат. На свой лад ему вторит строгий советский. Сейчас трудно себе это представить, но в паровозную эру работа на поезде подразумевала активные перемещения по нему. Главное правило было — не высовываться за габарит.
Второе главное правило — не соскакивать с поезда на ходу.
Поворотный круг – инженерное чудо, венец прогресса своего времени. Это уникальное сооружение экономило время и строилось не на всех станциях. Но за прогресс надо было платить повышенным вниманием к движущемуся сложному механизму.
Погрузка угля – операция ежедневная, рутинная, но в то же время опасная и требующая внимания: тут и раскачка больших масс, и опасность падения льда и обломков, налипшего угля.
Оператор крана имел довольно ограниченное поле зрения, высокие борта вагона могли скрыть зазевавшегося рабочего. Поэтому требовалась слаженность работы, выучка, способность быстро подавать понятные сигналы. В армии, на флоте, на железной дороге умение громко свистеть было ценным навыком.
Рядом с проезжающими составами необходимо правильно не то что работать, а даже ходить и стоять: огромные инертные массы движущихся вагонов и локомотива трудно затормозить, поэтому любой человек, находящийся поблизости, должен иметь представление об опасности, пройти инструктаж. Радикальная мера, с которой мы сталкиваемся сегодня, – специально оборудованная полоса отвода вдоль железной дороги, огороженная забором (охранная зона ж/д путей).
Сам паровоз требовал не только знаний и умений, но и уважительного к себе отношения, так как нес немало специфических опасностей для паровозной бригады и рабочих-путейцев.
Чтобы в котле не скапливались шлам, ил, песок и масло, для смены перенасыщенной солями воды котел периодически продувают. Для удаления примесей питательной воды, скапливающихся в нижней части котла, служит нижнее продувание, а для удаления масла и грязи, плавающих в верхних слоях воды, – верхнее. Продувание является очень ответственной операцией, так как по недосмотру или неумению можно упустить воду и вызвать тем самым серьезную поломку котла.
Новые опасности возникли при переходе с паровой тяги на электрическую. Риск поражения током нашел отображение во французских плакатах.
«С осторожностью работай в зоне контактной сети». Сейчас бы для такой опасной работы потребовался не только специальный допуск, но и целый набор снаряжения, и множество дополнительных мероприятий.
Даже для разгрузки вагонов необходимо было иметь навыки безопасной работы.
Французский плакат: «Надежно зафиксируйте помост для выгрузки» и советский: «Правильно закрывай и открывай двери товарных вагонов».
Теперь переходим к обмену экзотическими сюжетами: вот, к примеру, редкость от французских железнодорожников.
Плакат, объясняющий правильный безопасный хват кочегарного инструмента – резака. Это скребок для подрезания шлака. Если шлак в топке спекся, загустел, слежался или скоксовался, то его подрезали именно им.
Мало кто знает сегодня, что при обслуживании паровой машины у кочегара имелась не только лопата, но и резак, ломик, пика, гребок, вальцовка, банники, масленки, а также расходники – концы и пакля. Кочегар должен был равномерно распределять уголь, следить за тем, чтобы топка не зарастала нагаром. Но на нем лежали и разные вспомогательные обязанности. Он смазывал буксы, набирал масло и воду, подгребал уголь из тендера в лоток, подсыпал его в стокерную машину (если паровоз был оборудован стокером — углеподающей машиной для мощных котлов, значительно снижающей объем тяжелого ручного труда). Во времена стимпанк-эры (когда ходили паровозы) существовала даже должность ученика кочегара. Ведь неумеха мог погубить машину, и тогда плохо дело!
А вот редкий плакат с наших железных дорог.
Сварочные процессы в котле паровоза – пример работы в стесненных условиях. Мастер находился в замкнутом пространстве с плохим режимом вентиляции. О современном снаряжении для проведения работ в подобных условиях Гетсиз уже писал.
Словом, наши победили! Хотя бы потому, что страна у нас больше, железнодорожное хозяйство обширнее, а потому тем в сфере охраны труда находилось немало.
Отдельного упоминания заслуживают художники, оставившие для нас эти свидетельства о прежних временах. Имена их позабыты, ведь выпуск плакатов чаще всего представлял собой поток поденной серийной работы. Но и сегодня можно определить выразительную манеру того или иного автора, его стиль, определенную художественную ценность изображения. Эти плакаты – носители ценной исторической информации, летопись развития железной дороги – а в глобальном смысле, и цивилизации.
Прошли десятилетия, и теперь эти творения неизвестных художников становятся редкостью, предметами собирательства. Особенно интересны они для людей, связанных с железной дорогой. В их глазах такие плакаты имеют сильную эмоциональную окраску. Даже если ваш дальний родственник работал на железной дороге, у вас уже есть повод для доброго разговора с ним «за старую жизнь», пробуждения его воспоминаний.
В заключение напомним о важности соблюдения правил взаимодействия человека с техникой и вообще с производственной средой в современном мире. Каждому специалисту следует уметь идентифицировать опасность и различные ее источники, а для этого необходимо знать их сущность и возможные причины возникновения!