Prestige Ameritech, крупнейший американский производитель защитных масок, в четыре раза увеличил производство, однако этого не хватает, чтобы закрыть существующие потребности, рассказал в интервью wired.com совладелец и исполнительный вице-президент компании Майк Боуэн.
Пытаясь удовлетворить ажиотажный спрос, вызванный вспышкой нового коронавируса, Prestige Ameritech запускает простаивающее оборудование, нанимает и обучает сотрудников с целью увеличить численность персонала на 100 человек.
«Перед пандемией Prestige Ameritech производила около 250 тысяч масок в день. Сейчас компания наращивает производство до 1 миллиона ежедневно», – говорит Боуэн. Но даже этого недостаточно. – «С февраля нам приходилось отказываться от заказов на 100 миллионов масок в день, иногда 200 и 300 миллионов».
О беспрецедентном спросе рассказывают все американские производители масок. В условиях, когда пандемия и торговые ограничения оказывают давление на уже перегруженные глобальные цепочки поставок, компании пытаются не отставать. Как и «коллеги», выпускающие средства защиты, промышленный гигант 3M с января наращивает производство, в том числе на американских фабриках, организует ярмарки вакансий и нанимает сотрудников на местах. Тем не менее, некоторые больницы США таки не могут получить новые партии хирургических масок и респираторов N95 (респираторы для медперсонала, используются при контактах с пациентами во время эпидемий гриппа и других респираторных инфекций; соответствуют европейскому стандарту EN 149, FFP2 и FFP3 классов защиты – ред.).
«Существует очень, очень высокий спрос на респираторы и другие продукты для защиты от коронавируса, – сообщила изданию менеджер по коммуникациям 3M Дженнифер Эрлих. – Спрос больше, чем может удовлетворить любая компания, и мы ожидаем, что он останется таким в обозримом будущем».
Одна из причин заключается в том, что Китай за последние 20 лет стал основным производителем масок и респираторов в мире. Когда в стране началась вспышка COVID-19, возросшая потребность в масках нанесла удар и по мировым запасам. От КНР особенно зависят США. По данным американского Минздрава, 95% хирургических масок и 70% респираторов, используемых в стране, выпускаются за рубежом, и Китай является одним из их крупнейших производителей.
Такое положение дел заставляет американских производителей принимать трудные решения. Столкнувшись с миллионными заказами и ограниченным количеством масок, Prestige Ameritech решила продавать продукцию только больницам, причем тем, которые подпишут пятилетний контракт. Это позволит компании не увольнять новых сотрудников после того, как пандемия утихнет. Последний раз Америка сталкивалась с сопоставимым дефицитом масок во время вспышки свиного гриппа H1N1 в 2009 году. Тогда Prestige Ameritech наняла сотни человек и расширила производство. Но после того, как эпидемия прекратилась, большинство больниц вернулось к китайским поставщикам, продукция которых дешевле. «В 2011 году после окончания пандемии H1N1 нам пришлось уволить 150 человек. 150 человек, которые спасли многие больницы от закрытия были «вознаграждены» потерей работы. Этого больше не повторится», – обещает Майк Боуэн.
До пандемии средняя цена маски местного производства составляла около 10 центов, или 5 долларов за коробку из 50 за штук. Китайская версия обходилась в 2 цента, или 1 доллар за коробку. В январе, после появления коронавируса в США стоимость масок на Amazon выросла как минимум на 50%, а конце февраля продукт, попавший в категорию «бестселлер Amazon», стоил уже 15 долларов. И это при том, что площадка «чистит» объявления с чрезмерно завышенной ценой. Amazon требует, чтобы продавцы соблюдали политику справедливого ценообразования, запрещающую продавать товары значительно дороже, чем «последние предложения на Amazon или за его пределами». За нарушения ресурс уже заблокировал и удалил десятки тысяч предложений.
Ценовыми накрутками мошенники не ограничиваются. В прошлом месяце в интернете появилась копия сайта Prestige Ameritech, адрес которого отличался от настоящего всего на один символ. Фальшивый ресурс предлагал купить маски, переведя деньги за товар конкретному человеку. «Я не знаю, отправлял ли кто-нибудь деньги, но мы получили десятки обращений с вопросам», – вспоминает Боуэн. Он связался с регистратором доменов и через два дня фейковый сайт закрыли.
На сайте Prestige Ameritech теперь висит предупреждение о мошенничестве. Тем не менее, по словам Боуэна, около четверти звонков и электронных писем, которые он получает, – от жертв аферистов. Люди платят за маски на Amazon или eBay значительно больше рыночной цены, а потом обнаруживают, что они старые и неэффективные.