В последнее десятилетие возможность создания более экологичной/полностью экологичной одежды обсуждается очень широко. Крупные компании уже несколько лет выпускают одежду из переработанных материалов. И это не только забота о планете, но и работающий маркетинговый ход. Экологичная одежда — популярная сегодня тема, каждый год появляются новые технологии и разработки, стартапы и компании. И мы рады знакомить вас со свежими идеями и решениями.
Сегодня мы хотим поговорить о японской компании Spiber. Основанная в 2007 году, она проводила различные академические исследования, занималась консультированием, а также (до 2022 года) — волонтёрской деятельностью.
На замену старым?
Основная разработка компании на данный момент — Brewed Protein™. Это концепт создания материалов (в том числе тканевых) на основе микробной ферментации органических продуктов. В результате получается, по сути, протеиновый материал, который может стать альтернативой широкому спектру традиционных материалов животного, растительного и синтетического происхождения для различных целей, включая применение текстиля в швейной промышленности.
Пока что создатели ориентируются на внедрение технологии на рынок одежды, и вот некоторые типы тканей, которые они уже могут производить: трикотажное полотно, флис, искусственная кожа, искусственный мех, джинсовая ткань и другие. Компания заявляет о разлагаемости своего продукта при выбрасывании его в естественную среду; если же волокна попадут в природу вследствие износа, тогда они превратятся в безвредные белковые соединения. Не так давно, в 2022 году, Spiber запустила свой первый промышленный ферментационный завод в Таиланде, строительство второго (в США) уже идет.
«Изменить общество»
Brewed Protein™ — главный инструмент компании для достижения поставленной ею цели, а именно — ускорения внедрения технологий, которые позволят приблизиться к экономике замкнутого цикла. Об этом сказано в первом отчете Spiber за 2022 год, где, кстати, упоминается и стремление достичь нулевых выбросов парниковых газов к 2035 году.
Компания уже запустила собственные продукты из Brewed Protein™ в коллаборации с известными брендами и принимает участие в различных выставках и показах.
«Устойчивое развитие занимает центральное место в нашей миссии, — постулирует она. — Мы занимаемся разработкой инновационных материалов, которые могут изменить наше общество, и считаем, что действительно эффективные решения должны быть созданы на основе бизнеса с самыми высокими стандартами честности. Вот почему мы работаем над тем, чтобы свести к минимуму наше операционное воздействие, а также стремимся обеспечить высокие стандарты устойчивого снабжения и соблюдения прав человека на протяжении всей нашей цепочки создания стоимости.
Прозрачное раскрытие информации является основой нашего обязательства перед обществом. Основная цель Spiber — способствовать устойчивому благополучию человечества как сейчас, так и для будущих поколений».
Причем тут кукуруза?
Производство Spiber Brewed Protein™ в настоящее время зависит от сахарного тростника, сертифицированного Bonsucro, и кукурузы в качестве основного сырья для ферментации в Таиланде и США соответственно. Компания признаёт, что, так как кукуруза и сахарный тростник являются продовольственными культурами, нельзя избежать некоторых внешних факторов, связанных с сельским хозяйством.
В будущем Spiber намерена перейти на циркулярное сырье. Например, целлюлоза, содержащаяся в сельскохозяйственных отходах (таких как жмых сахарного тростника или кукурузная солома), или выброшенный текстиль из волокон «Biosphere Circular» могут быть расщеплены на питательные вещества, которые потом переработают и передадут микробам для производства материалов Brewed Protein.
Как это выглядит?
Представим продукты с технологией Brewed Protein, которые уже сейчас есть на рынке.
PANGAIA LAB NXT GEN Hoodie
Экологически безопасный модный бренд PANGAIA выпустил в PANGAIA Lab свитшот ограниченной серии с волокнами Brewed Protein™ и органическим хлопком, который можно купить онлайн по всему миру. Цена — 415 долларов.
3L Shell Jacket
В марте 2022 года GOLDWIN выпустила первую уличную куртку с волокнами Brewed Protein™.
От курток до машин
В апреле 2024 года компания выпустила пресс-релиз о завершении очередного раунда сбора инвестиций на общую сумму в 10 миллиардов йен (64 миллиона долларов), которые пойдут на ускорение массового производства своих материалов для индустрии моды, автомобилестроения и сферы личной гигиены, а также для содействия глобальной экспансии Brewed Protein™.
Spiber участвует в совместных проектах с 15 компаниями, которые запустили продукцию с использованием протеиновых материалов. К ним относятся The North Face, Panagaia, Goldwin, Woolrich (мода), Shiseido Japan (косметика) и Toyota (автомобилестроение). Последняя запустила концепт-кар.
Есть и другие примеры интересного сотрудничества. Так, Kanematsu, с которой Spiber начала работать с января, — японская торгово-инвестиционная компания, поставившая своей целью создание и поддержку новых бизнес-проектов для достижения устойчивого, экологичного сообщества. Она сотрудничает с более чем сотней брендов и намерена продвигать Brewed Protein™, а также искать новые возможности его применения в конечных продуктах в качестве альтернативы синтетическим волокнам на основе ископаемого топлива, смолам, синтетической коже, клеям…
Официально новые
Международная организация по стандартизации пересмотрела определение «белкового волокна» в 2021 году, чтобы включить в него не только натуральные белки, но и те, которые производятся синтетически, установив минимальное содержание белка на уровне 80% для таких волокон. Впервые синтетические структурные белковые материалы были признаны на международном уровне в качестве новой категории материалов.
Мы надеемся ещё услышать о Spiber благодаря новым инвестициям и партнёрским отношениям. Подход компании к производству одежды, на наш взгляд, интересен, и, надеемся, внимание к ней будет только увеличиваться.