На платформе CBS (в России – в «Амедиатеке») вышла новая экранизация романа Стивена Кинга. На Западе картина называется The Stand, у нас — «Противостояние».
Кто это сделал?
Стивен Кинг, великий и ужасный. В том смысле, что работает с ужасами, поставив дело на поток. Но качество держит отменное!
Стивен Эдвин Кинг (англ. Stephen Edwin King; родился 21 сентября 1947 года, Портленд, Мэн, США) – американский писатель, пишущий в разнообразных жанрах, включая ужасы, триллер, фантастику, фэнтези, мистику, драму; получил прозвище Король ужасов. Издано и реализовано 350 миллионов экземпляров его книг, по которым снято множество художественных фильмов и сериалов, телевизионных постановок, нарисованы комиксы. Кинг написал 60 романов, в том числе семь под псевдонимом Ричард Бахман, и пять научно-популярных книг. Уровень его литературы высокий, он умеет сочетать в своих книгах качество и востребованность у широкой аудитории.
В 2014 году Кинг был награждён Национальной медалью США в области искусств с формулировкой «за сочетание захватывающих историй с анализом человеческой натуры».
«Противостояние» (англ. The Stand) – роман, написанный в жанре постапокалипсиса с элементами фантастики и ужасов, впервые опубликованный в 1978 году издательством Doubleday.
Фабула
«Противостояние» – крупная литературная форма со множеством линий (даже основных героев в книге далеко не пятеро), которые Кинг профессионально собрал в единый сюжет. Это роман о вирусе, едва не убившем человечество в ранние 80-е, еще до наступления эпохи СПИДа. Можно сказать, что наши сегодняшние реалии придумал он (по крайней мере, в этом уверены многие, кто посмотрел).
Итак, что произошло?
Пыдыщ!
В результате случайности происходит необратимая катастрофа: из секретной лаборатории вырывается на волю страшный вирус. Он заразный («Аа-а, помогит-тя!»), причем все случаи заражения заканчиваются летальным исходом. Единственный выживший – Чарльз Кэмпион, которому удается выбраться вместе с семьей за пределы территории, где бушует вирус. К сожалению, вскоре погибает и он, заразив окружающих. Вот вам затравка.
На фото: герои в кадре носят те СИЗ, которые оказались доступны, — например, из ближайшего хозяйственного магазина
Ужасное заболевание начинает путешествовать по штатам, охватывая все большую территорию. Человечество стремительно теряет силы, а те, кто выжил, пытаются как-то приспособиться к новым условиям. В это время на западе появляется некий Темный Человек по имени Рэндалл Флэгг. Он обладает сверхспособностями и готов построить собственное государство. Вот вам и главный герой!
С этого момента начинается раскол: некоторые люди согласны идти за ним, но есть те, кто намерен противостоять Рэндаллу…
В этой фантасмагорической (и провидческой!) вселенной действие может разворачиваться бесконечно, серия за серией, что с удовольствием и монетизирует команда талантливых киношников. Автор интригует: каким будет финал, пока не знает никто — специально для сериала Стивен Кинг переписал романную концовку.
Массовая культура в США не может не быть представлена комиксами. Сериал The Stand получил свое графическое воплощение в упрощенном переложении.
Вот вам и вирусы: все давно уже предсказано умными людьми.
Средства защиты в фильме
Ага! Наша тема. Поговорим подробнее. Что они там использовали?
Средств защиты в этом кино можно увидеть немало. Большую достоверность придает тот факт, что все они взяты случайно, буквально из ближайшего магазина. Чтобы не ранить чувства никаких конкурирующих компаний, СИЗ в кадре обезличены, без брендов. Но тем интереснее препарировать материал – что же там такое?
Как идентифицируем СИЗ? Обращаемся к крупнейшим американским агрегаторам за помощью: Grainger, Amazon и EBay – вполне себе соавторы этого материала.
Очки Honeywell Uvex Flex Seal. Респиратор no name, такая конструкция используется многими брендами. Унитарная, простая, отлично зарекомендовавшая себя модель.
Респираторы no name всплывают нередко. Вот, например, сцена в тюрьме во время начала эпидемии. Офицер в типичной «маске из Китая».
Здесь представлены респираторы с пластиковой сетчатой защитной корзиной. Это – Moldex, причем из залежавшихся на складах, так как в современной модели эластичные ремешки другие, они тоньше и не задирают волосы, крепятся к маске иначе, более надежным способом.
Сцена в крематории. Фартук Ansell. Какие перчатки, очки и шапочка — не разобрать.
Полные автономно вентилируемые комбинезоны биологической и химической защиты Trellchem.
Заметьте: персонаж, добывающий боеголовку из шахты, – в защитных наколенниках!
Из «нашего» засветилась даже маска сварщика Miller – распространенный бренд сварочного оборудования во всем мире, не только в США.
Команда и бюджет
Чтобы понять что-то о команде проекта и бюджете, надо внимательно смотреть титры. Ведь тонкую работу делают реальные люди, наши современники. Дизайнер костюмов – Angelina Kekich. Под ее руководством проделана колоссальная работа, включающая грим, спецэффекты, состаривание, адаптацию одежды и средств защиты под идею и замысел конкретного эпизода. Не удивлюсь, если за этот труд будет получен «Оскар»!
Одеждой, антуражем, прическами, спецэффектами занималась многонациональная команда из 80 человек: супервайзеры, «координаторы костюмов» – так указано в титрах, кладовщики(!), мобильные костюмеры, работающие в специальных вагончиках, ассистенты, дизайнер, портные, швеи, которые вносили правки прямо на съемочной площадке!
Бюджет первого цикла серий (технический продакшн) составил 480 тыс. долларов, что говорит о серьезном отношении к мелочам: так делается современное кино.
Стоит ли смотреть
Можно и прочитать! Но смотреть однозначно стоит. Актеры классные, сюжет убедителен, и, как мы выяснили, тема рабочей одежды и средств защиты в контексте раскрыта полностью. Кино сделано плотно, добротно, держит внимание, кто подсел и залип, то сея пучина и поглотит ея… В фильме ужас – психологическое средство для склейки сюжета в единое работающее целое. Но все же, если смотреть глобально, эта работа – о судьбе мира, о роли единства в нем всех нас. О воле к жизни, о желании жить во что бы то ни стало, презирая обстоятельства. Фильм с особой точки зрения гениального автора поднимает на новую высоту философские вопросы: «Куда катится этот мир?» и «Как жить дальше?».
В книге присутствуют библейские мотивы, а финальный взрыв, в котором видится рука Бога, указывает на подлинные религиозные представления об апокалипсисе со стороны Кинга.
Особенно любопытна сюжетная линия, в которой государственная власть деградирует и постепенно исчезает. И тогда каждый должен решить, действует он дальше в одиночку или в составе группы. А если в группе, то на каких условиях? Ходики перед самым концом света тикают очень быстро…
Другой вопрос, если лично вам ужасы не по душе. Тогда не заморачивайтесь и продолжайте строить свою жизнь!