В России дешевеет готовый бизнес. Это следует из исследования сервиса объявлений «Авито», сообщает РБК. По данным издания, средняя цена готового бизнеса в стране в 2019 году составила 3,1 млн руб., что на 6% меньше, чем в 2018-м. Вместе с тем количество россиян, желающих продать свой бизнес, выросло на 10%, а желающих купить – на 4% в годовом отношении.
Сильнее всего – на 18% – упали в цене интернет-магазины: 521 тыс. руб. против 682 тыс. руб. На 11% подешевели строительные компании, средняя цена которых составила немногим больше 4,3 млн руб. (9,5 млн руб. в 2018-м), при этом самая дорогая стройфирма была продана за 11 млн руб. Производственные фирмы продавались в среднем по 7 млн руб. Компании, занимающиеся общественным питанием и развлечениями, покупали в среднем за 2,5 млн руб. (минус 9 и 3% соответственно).
Больше всего готовых компаний в минувшем году купили в Ижевске (рост спроса на 14%), Екатеринбурге (+11%) и Ульяновске (+10%). Самый доступный готовый бизнес оказался в Ульяновске (1,3 млн руб.), Омске и Челябинске (чуть менее 2 млн руб.). Список самых «дорогих» городов для покупки готового бизнеса возглавил Ростов-на-Дону, где компания обойдется чуть менее чем в 4,3 млн руб. Москва находится на втором месте (в среднем также чуть меньше 4,3 млн руб.), на третьем Самара (4 млн руб.). За год цена на готовый бизнес больше всего снизилась в Тюмени (на 27%), а выросла в Ижевске (31%).
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Московской области, основатель группы компаний «Восток-сервис» Владимир Головнев в комментарии «Новым известиям» пояснил, что ситуацию со снижением цены готового бизнеса драматизировать не стоит.
«Шесть процентов – не такая уж критическая величина. Не математическая погрешность, конечно, но точно не то, из-за чего нужно принимать отдельные судьбоносные решения, – говорит бизнес-омбудсмен. – Понятно, что мы живем в непростых условиях, достаточно серьезное давление оказывается со стороны запада, не очень высока доступность кредитных ресурсов – понятно, что это сказывается. Выживают сильнейшие, те компании, которые хорошо стоят на ногах, они являются недооцененными. А те компании, которые привыкли работать на других рынках, других операциях, – наверное, они дешевеют. Серьезной симптоматики я не вижу. После 2014 года, когда запад ввел против России санкции, российский бизнес уже адаптировался, понимает, как надо жить в этих непростых условиях. Конечно, бизнес ощущает недостаток тех же кредитных ресурсов, западных рынков, но я бы ситуацию не драматизировал».
В начале января стало известно, что «Восток-Сервис», крупнейший игрок российского рынка средств индивидуальной защиты, купил компанию-производитель «Мухтоловская спецодежда» из Нижегородской области. Сообщение об этом появилось в Facebook «Восток-Сервиса», однако стоимость сделки там не приводилась.