Есть компании, где понятие «тактическая одежда» толкуется однозначно: одежда строго для военных. Тактическую одежду с удовольствием носят военные и военизированные подразделения, мужчины и женщины.
Но все чаще тактическую одежду можно встретить в ассортименте крупных компаний, которые раньше традиционно занимались только спецодеждой. Эта продукция стремительно проникает на массовый рынок. В России направление особенно популярно.
Подходит для разнообразных активностей: учебной стрельбы, страйкбола и другие военно-прикладных видов спорта, охоты, рыбалки, походов с элементами альпийской подготовки, гонок на джипах, «игр на выживание» с преодолением и испытанием на прочность.
Что такое тактическая одежда?
Совсем недавно тактическая одежда служила исключительно одной цели: снаряжению вооруженных сил. Мир изменился, и круг людей, использующий тактическую одежду и снаряжение существенно расширился. Сейчас ее применение можно разделить на военное и гражданское. Например, тактическое снаряжение офицера полиции будет отличаться от тактического снаряжения сотрудника ЧОПа, охраняющего атомную станцию. Охотнику или игроку в пейнтбол не нужен бронежилет, необходимый военному. Нет никаких правил, где можно, а где нельзя использовать тактическую одежду.
В РФ тактической одеждой можно считать одежду, обладающую особыми свойствами (повышенной прочностью, износостойкостью, специальным кроем, высокой функциональностью отдельных элементов) для максимально эффективного выполнения задач. Тактическое снаряжение – это рюкзаки, обувь, часы, перчатки, ремни, кобуры, жилеты, фонари, ножи, бинокли.
Как только гражданские лица получили возможность иметь одежду и оборудование, используемые военными, возник новый рынок.
Каков объем рынка тактической одежды?
По данным маркетинговых агентств Grand View Research и Markets & Markets, мировой рынок тактической одежды в 2019 году составлял $4,2 млрд. В период с 2020 по 2025 год прогнозируется рост в размере 7,2 %.
Самым большим рынком тактической одежды являются США – $778 млн (18,5%).
Больше всего тактической одежды производится на фабриках в КНР: более 40% мирового производства.
Для справки: мировой объём рынка тактической обуви в 2019 году составил $2,37 млрд.
76% покупок тактической одежды идет через офлайн-каналы, что неудивительно, так как покупать тактическую одежду без примерки практически невозможно.
Структура производства тактической одежды в США
- Мужская тактическая одежда 48,20%
- Женская тактическая одежда 17,10%
- Государственные заказы силовых структур 34,70%
Рынок США, пожалуй, самый развитый в этом направлении. У одного из американских производителей на сайте даже представлен подробный обзор рыночных сегментов.
При ознакомлении учитывайте специфику американского общества, культуру владения оружием, привычки, традиции, уровень жизни.
Markets Military & Tactical (рынок военного снаряжения и амуниции)
Survival & Preparedness – предметы одежды, предназначенные для выживания и подготовки к развитию чрезвычайных ситуаций: заброски в джунгли, встречи с пауками, змеями и медведями.
Outdoor & Camping – амуниция для выходов на природу, походов и кемпингов.
Screen Printing & Embroidery – одежда представителей сообществ, клубов, авто- мото- и других пробегов, ветеранских движений, для событийного туризма, фестивалей и т.п.
Gift & Hobby носят военные реконструкторы.
Government Procurement – одежда по государственному заказу.
MilSim (Military Simulation) Gear – тактическое снаряжение для военных игр (симуляторов военных действий, военно-спортивных движений, лагерных сборов).
Police & Public Safety – полицейское снаряжение и все, что связано с охраной гражданской безопасности. В России подобный сегмент можно описать как «одежда для охранников», так как все, что предназначено для силовых министерств, снабжается по внутреннему регламенту.
Apparel & Fashion – модная военно-спортивная одежда.
Все это, с определенной точки зрения, – игрушки в изумляющем стилевым разнообразием дизайне. Как вам такие определения: retro casual, fashion outdoor, camping convertible? Это изобретательный новый бизнес, в котором нет строгих требований по защитным свойствам, как в рабочей одежде, но, с другой стороны, необходимы вложения в пестование дизайна, эргономики, требуется быстрая реакция на изменение моды.
Некоторые компании-производители рабочей спецодежды одежды расширяют ассортимент в сторону тактической, чувствуя потенциал. Стили сильно варьируются от страны к стране, от одной марки к другой, но это помогает понять тренды тактической одежды.
Разнообразие дизайна
Tactical Clothing
Английский бренд представляет камуфляжную и форменную одежду, а также обширный спектр околовоенной одежды tactical.
Стоит обратить внимание на разновидности камуфляжа, крой брюк, в особенности узлы сопряжения наколенников и брюк, секции вентиляции и узлы регулировки объема брюк в подколенном сгибе.
Это решение несколько иное, чем принято в рабочей одежде, учитывает динамику и атлетическую нагрузку.
В демисезонных куртках, стеганых изделия, комбинированных и утепленных моделях есть тянущиеся детали и вентилируемые секции.
Helikon-Tex
Польский бренд с солидной репутацией, основанный в 1983 году.
Стал гуру тактической одежды и специального снаряжения. Его продукция представлена у очень многих компаний, снабжающих охотников и стрелков.
Ассортимент компании разбит на восемь тематических групп. Urban – «город» – модная одежда, выдержанная в брутальном стиле. Outback – линейка, погружающая в романтику туризма. Surplus – для военных без всяких оговорок. Выбор огромен.
Ассортиментный включает полевые куртки и парки, одежду, устойчивую к влаге, куртки из флиса и толстовки, жилеты и полевые брюки, тактическое снаряжение, экипировку, перчатки, налокотники, рюкзаки, подсумки, кофры и многое другое.
Помимо оригинального производства армейской амуниции, компания Helikon-Tex в нынешнее время занимается еще и разработкой деталей тактической экипировки.
Для изготовления используются разнообразные материалы, среди которых стоит выделить несколько вариантов: многослойные мембраны, Gore-Tex и Polar Fleece.
Много флисовых изделий. Интересно комбинирование флиса с камуфляжем, а также применение во флисовых куртках емких внутренних сетчатых карманов.
Есть куртки из плотного флиса (320 г/м²). Можно сказать, это отдельная подгруппа изделий.
Плотный флис, видео.
Выборочно продукция Helikon-Tex представлена у дистрибьюторов рынка в РФ.
Vertx
Еще один бренд из США. Униформу и спецформу в этой компании создают уже 175 лет, аж с 1842 года!
Сегодня Vertx конвертирует опыт в поиск решений для массового рынка. Его тактическая одежда узнаваема, опирается на творческий поиск дизайнеров, много заимствует из современной городской моды.
Очень внимательное отношение проявляется и к мужским, и к женским моделям.
Интересны детали в конструкции разных брюк: набедренные карманы с упрочнением Cordura, переходящие в анатомические складки в области колена, вентиляционные панели из камуфляжной сетки стрейч в области шагового шва, эластичный пояс.
Black Hawk
Компания из США плотно сотрудничает с полицейскими, спецслужбами, пожарными. Учитываются и адаптируются пожелания и требования пользователей, маркетинг буквально идет рука об руку с людьми, у которых можно разузнать об опыте применения.
Много ремней, специальных кофров, подвесов и ложементов для современных моделей оружия и спецсредств. В Америке культура обращения с оружием формировалась десятилетиями.
Казалось бы, простые рубашки с длинным и коротким рукавом, но это только на первый взгляд.
Есть система вентиляции на спине и в подмышках, а смесовая ткань ripstop с тефлоновым покрытием делает ткань индифферентной к загрязнениям. Карманы плотно закрыты клапанами. Заметен непривычный элемент – вешалка в основании воротника для удобства.
Влаго- и ветростойкие курки-ветровки и дождевики расширяются в поясе для скрытого ношения спецсредств. Ткани многих моделей имеют тефлоновую обработку.
Современные рабочие с каждым днем используют все больше инструментов, приспособлений, гаджетов. Рация, фонарь, дальномер, газоанализатор, электрический тестер, детектор скрытой проводки, металлодетектор сегодня мало кого удивят.
Для удобного размещения стоит обратить внимание на тактические аналоги. Организация карманов, использование сетки ремней с возможностью многопозиционной развески, форм-фактор и технология изготовления широких анатомических лямок – все это может быть творчески переработано и интегрировано в рабочую одежду, дополнять сигнальные жилеты, полукомбинезоны.
Propper
Очень известный американский бренд с богатейшим ассортиментом, необходимым для обеспечения потребностей бойцов силового блока. Выделено целых 12 линеек, и в каждой из них есть что рассмотреть.
Например, представлена отдельная группа одежды для пожарных дружин, работающих в условиях природных бедствий.
Есть отдельно выделенное женское направление, учитывающее разные размеры и фигуры.
Внимания заслуживают оригинальные, редко встречающиеся модели одежды.
Куртка-анорак выполнена из эластичного софтшелла, обработанного влагоотталкивающим репеллентом. Куртка-реверси сочетает в себе немаркую рабочую куртку и обратную, изнаночную сторону, которую можно использовать в условиях вынужденной работы на дороге при недостаточной видимости.
Влагостойкую ветровку, имеющую капюшон и подкладку можно упаковать в компактный тканевый пакет, который удобно держать под рукой в машине или в перчаточном ящике. Возникла необходимость работать под дождем – есть рациональное решение.
Under Armor
Именитый американский производитель и поставщик спортивной одежды и экипировки, чья продукция известна по всему миру и представлена на крупнейших российских маркетплейсах. Стоит учесть, что бренд ведет свою историю с 1996 года, то есть в бизнесе сравнительно недавно.
Компания Under Armour с 1996 года является производителем и поставщиком спортивной одежды для американских команд и спортсменов в различных видах спорта, а с 2006 года поставляет еще и спортивную обувь.
И теперь Under Armour реализует новое направление развития, предлагая одежду и обувь в отдельно выделенной группе Tactical Gear & Military Clothing.
Это все те же спортивные наработки, которые обращены в камуфляж, припыленные цвета пустыни, оттенки оливкового и хаки.
Некоторые модели выглядят, как симбиоз современной спортивной и рабочей одежды.
Интеграция спортивных наработок в одежде: легкие трикотажные ткани и специальные швейные технологии для них, деталировка и анатомический крой, многослойность и возможность комбинирования одежды для разных погодных условий.
Также заметно смелое использование символики и привлекательных оригинальных изображений в принтах на одежде.
Nicheten
Молодая компания из Гонконга, ведущая свою историю с 2014 года.
Трудно охватить все, но попробуем обозначить векторы и понимание моды этого производителя.
Компания нашла свой рецепт: имеет производственные филиалы в Таиланде, Индонезии, на Филиппинах и в других регионах, а ежегодный темп роста объема бизнеса составляет более 400%.
Она активно развивает операционную платформу трансграничной электронной коммерции.
Компания интересна креативным подходом к дизайну, лишенному ограничений и консерватизма. Контркультура, персонажи из вселенной кино, история военного костюма в азиатском регионе – взаимопроникновения подобных начал дают свои плоды.
Semapo Gear
Южнокорейская компания, работающая под слоганом «Экстремальный опыт для экстремальных игроков».
Высокая планка и дух экстремальности. Ассортимент способен полностью оснастить небольшую армию: одежда для солдат спецподразделений, десантников, силовых подразделений. Внедряются собственные уникальные технологии, например, представлена одежда из максимально растяжимой влагостойкой и ветрозащитной стрейч-ткани.
Но есть вещи и проще, тяготеющие к массовому рынку.
Обращают на себя внимание оригинальная проработка узлов, лаконичный крой, укрепления, проработка вставок для вентиляции из тянущейся объемной сетки. Эти идеи могут пополнить копилку любознательного технолога-практика.
5.11® (США)
5.11 – один из известнейших американских брендов. Продукция этой компании создаётся на основе опыта военных и сотрудников силовых структур. Термин 5.11 – это запредельный уровень сложности в скалолазании по шкале YDS. Философия бренда 5.11 в предназначении продукции для действий на грани физических возможностей человека. При производстве используются новейшие материалы, а также передовые технологии. При этом не игнорируются веяния моды.
Существуют определенные характеристики, свойственные продукции 5.11:
- повышенная прочность применяемых тканей;
- комфорт за счет эргономичного кроя;
- функциональность;
- сопротивляемость износу независимо от условий эксплуатации;
- простой уход.
Похоже, что эти характеристики едины для всего рыночного сегмента tactical, представленного в этом обзоре.
Peninsula Insulator Shirt (на фото слева, в голубом и черном цвете) – очень легкая среди группы теплых курток, но уже не рубашка. Имеет сверхтеплый и очень мягкий утеплитель Primaloft® Black Series. Дополнена контрастными элементами из прочной ткани рип-стоп (100% полиэстер) с влагоотталкивающим покрытием. Фирменная центральная планка RapiDraw™ позволяет моментально расстегнуть куртку, например, для получения оперативного доступа к оружию и снаряжению, размещенному на поясе или в кобуре.
Разнообразие жилетов помогает создать комплект для утепления по погоде как в качестве промежуточного слоя, так и в виде самостоятельного предмета одежды.
Тактическая куртка «в пояс» расстегивается сбоку для облегченного доступа к кобуре и скрытого ношения оружия. Специальный карман на лопатках скрывает вынимаемый жетон, на котором может быть закреплено название спецслужбы или подразделения.
Во «всепогодной» куртке предусмотрен карман в области пояса с удобным доступом для правой руки. Если все тяжелые предметы размещены впереди, то баланс смещен, а это влияет на походку и на то, как куртка согревает. Решение не новое, у некоторых армий мира в униформе применяются карманы в области ягодиц.
Для современного человека средства коммуникации совершенно обыденны, и их применение стоит учитывать. В кармане специально продумано отверстие для гарнитуры hands free.
Растущий сегмент, развивающийся по своему сценарию
Тактическая одежда все чаще проявляется на просторах интернета и оффлайн у компаний по всему миру. Она стала сегментом глобального рынка.
Тактическая одежда также включает в себя широкий ассортимент головных уборов, перчаток и обуви, которые можно использовать для повседневной носки или в рабочем костюме. Если вы любитель активного отдыха, ведете хозяйство на природе, часто путешествуете, то тактическая одежда также может помочь вам чувствовать себя комфортно в более суровых условиях, так как все изделия отличаются особой прочностью и обеспечивают высокую подвижность.
Сейчас индустрия моды внимательно следит за любыми сферами деятельности людей. Это сектор рынка, уже представленный и активно развивающийся в России. Он таит в себе возможности для увеличения, и в ближайшее время Гетсиз.ру планирует сделать обзор тактической одежды от российских компаний.