Возможности кастомизации
Кастомизация может добавить выразительности спецодежде. Вышивка и шелкография хорошо известны клиентам и давно освоены производителями. Мир не стоит на месте: появляются новые технологии отделки и брендинга, которые комбинируются с уже известными.
В обзоре мы представили несколько технологических решений. Они повышают презентабельность и способны выступить в качестве стильных акцентных элементов.
В заголовке использовано фото американского бренда Tyca Corporation. Он торгует джинсовой одеждой, универсальной для многих поколений. Эти приемы на практике уже используют для спецодежды.
Embossed и debossed
Как делают рельефную ткань?
Вспомните конгревное тиснение логотипов на визитках и сувенирной продукции – технология схожа, но приемы и техника несколько разные. Тиснят кожаную одежду и обувь.
А текстиль? Тем, кто собирается заняться этим производством, следует знать два определения – embossing и debossing.
Тиснение на ткани получается выдавливанием пунсоном на матрице.
Фигурный рисунок на пуансоне и матрице (клише, прессформе) обычно получается с помощью гравировки.
Если ткань вдавить, после нагрузки она распрямится. По этой причине с обратной стороны через трафарет, соответствующий контуру тиснения, наносят тонкий слой силикона (шелкография с обратной стороны, нанесение ракелем) или тонкий слой термоформируемого пластика (пленка).
Embossing в качестве стилеобразующего элемента. Джинсы Williamsburg Garment Co. Фото с сайта heddels.com.
Тиснение проводят нагретыми пуансоном и матрицей, в результате чего полимерный слой с обратной стороны запоминает форму, не боится стирки и чистки. Некоторые синтетические ткани при тиснении запоминают форму и без подложки.
Существуют и другие приемы, они стремительно совершенствуются и модифицируются.
На выпуклые и/или, наоборот, продавленные поверхности можно выборочно наносить краску, пленку, фольгу, прозрачные глянцевые и матовые слои.
В качестве примера компании, предлагающей изготовление подобных элементов отделки, можно привести Almir Art из ОАЭ. Ее продукция сочетает тиснение и нанесение рельефных элементов из силикона, устойчивого к глажке.
Тем, кто привык доходить до самой сути, рекомендуем рассмотреть технологическое оборудование бренда TUA китайской компании Dongguan Jinyu Automation Equipment Co.
Дизайн, объединяющий embossing и debossing.
Как делаются объемные буквы?
Рассмотрим нанесение рельефных символов на ткань. Предложений масса. В основе лежит технология нанесения жидкого (впоследствии отверждаемого) силикона либо прямой печатью, либо со слоем термоактивного клея, позволяющего переносить надписи на ткань.
Жидкий силикон (искусственный резиноподобный полимер) – это разновидность нетоксичного, термостойкого и очень эластичного гибкого термореактивного материала. Его реологические свойства, в основном, проявляются в низкой вязкости, быстром отверждении, истончении при сдвиге и высоком коэффициенте теплового расширения.
Для самостоятельного поиска в интернете вы может использовать теги Silicone Heat-transfer Labels и 3D Heat-Transfer.
Фото с сайта clothingtagslabels.com китайской компании T&K Garment Accessories Co.,Ltd., поставщика современных отделочных решений для одежды всех типов.
Еще один пример – компания DongGuan Victorygen Haberdashery Ltd.
Обеспечивается высокая проработка мелких элементов.
Дополнительный функционал
Прямая печать силиконом на текстиль может быть востребована в конструировании новых моделей спецодежды. Например, эластичные ленты для полукомбинезонов могут иметь нанесенные силиконом паттерны, лого. Силикон обладает нескользящими свойствами, хорошо удерживает бретели на плечах. При этом он прочен и легко переживает стирки.
В качестве примера можно привести предложение китайской компании T&K Garment Accessories Co.,Ltd.
Российский опыт
ООО «Салитекс» предлагает:
- сублимационную печать на синтетических тканях;
- тиснение на ткани;
- термоаппликацию из голограмм, страз и ткани;
- плоттерную резку, применение голограмм, светоотражающей пленки;
- лазерную резку;
- гравировку кожи и всех видов тканей.
Предприятие имеет собственное дизайн-бюро по разработке изображений для печати на тканях.
Чтобы выполнить комбинированное тиснение с термопленкой на ткани, придумывают макет или клише нужного изображения. После этого изготавливают его из текстильной термопленки, затем выполняют тиснение ткани и приваривание пленки к тканевой поверхности.
Классы текстильных пленок различаются между собой фактурностью, микротекстурой, толщинами и принадлежностью к различным видам ткани.
- Пленка flok имеет мягкую, бархатистую, эластичную велюровую текстуру. Абсолютно не прозрачна, легко ложится на ткани, гармонично сливаясь с ними, может иметь ворс разной длины. Подходит для тиснения несколькими цветами одновременно. Материал такой фактуры придает оформлению одежды глубину. Хороший выбор для объемных, плотных тканей.
- Пленка fleks эластичная, незаметная на ощупь, гладкая, имеет глянцевую или матовую текстуру и широкую палитру цветов. Тонкая, легко наносится. Лучше всего подходит для создания модных и креативных рисунков на смесовых, натуральных, синтетических тканях.
- Пленка с 3D эффектом слегка эластичная, расширяется и приобретает объем при нагревании. Пригодна для аппликаций из полиэстеровых, хлопковых, смесовых тканях. Созданные аппликации схожи по текстуре с шелкотрафаретной печатью.
Тиснение на ткани с нанесением тонкого слоя фольги с различными эффектами выглядит очень необычно.
Фото с сайта saliteks.ru.
Выпуклая фактура с металлическим сиянием перспективна для отрасли охраны труда, если использовать световозвращающий состав.
Компании с полным набором услуг для брендинга изделий
В США и странах Европы это распространенная практика. Существуют компании, выступающие в роли подрядчиков и обеспечивающие весь процесс под ключ. Речь идет о разработке и исполнении согласованной с заказчиком концепции.
Это навесные бирки, ярлыки, фурнитура, этикетки, упаковка всех видов.
В качестве примера такого брендинга, упаковки и атрибуции можно привести предложение компании Brand ID, работающей в цепочке поставок по всему миру.
Европейская компания Reca Mainetti предлагает технологии микроинжекции.
Среди российских компаний сферы СИЗ такая практика пока мало распространена. Каждый производитель выполняет спектр взаимосвязанных задач самостоятельно, в меру своих умений, представлений и возможностей.
И тот, и другой подход вполне работоспособны. Все можно оценить затратами, нервами, успешностью реализованных проектов.
Комбинируйте, пробуйте новые технологические приемы, пока это не сделали другие.