Этот материал оперативно подобран по «тревожному звонку»: 27,1 процента российских железнодорожников не удовлетворены предлагаемой гаммой специализированных СИЗ.
ОАО «Российские железные дороги» обеспечивает безопасность перевозки пассажиров и грузов, это один из крупнейших работодателей в нашей стране.
Мы неоднократно рассказывали о зарубежных новинках, но в данном материале решили систематизировать их по сезонам и представить подборку передовых, инновационных моделей спецодежды страны – родоначальницы железных дорог Великобритании.
Стандарт предопределяет защиту
Концептуальной особенностью британской спецодежды для работников железных дорог является более строгий «сигнальный» стандарт RIS-3279-TOM.
Эту строгость следует пояснить.
Справка Гетсиз.ру: стандарт RIS-3279-TOM (RIS – Railway Industry Standard, железнодорожный отраслевой стандарт, аббревиатура TOM обозначает Traffic Operation and Management – организация дорожного движения и управление им) разработан UNIFE, Ассоциацией производителей европейской железнодорожной техники, и основан на европейском стандарте EN 471:2003. Характерные особенности RIS-3279-TOM – использование одежды не ниже 2 класса видимости, но в отличие от EN 471:2003 – только флюоресцентного оранжевого цвета ткани.
Стандарт применяется конкретно к спецодежде для работ, выполняемых на железнодорожной линии, а также на линии и/или вблизи неё на железнодорожной сети Великобритании. Цель стандарта состоит в том, чтобы железнодорожники, находящиеся на путях или вблизи них, были достаточно хорошо видны приближающимся поездам или любому другому транспортному потоку.
Почему цвет оранжевый? При разработке британские специалисты провели всеобъемлющее исследование, в котором учитывались общая оценка рисков, отзывы рабочих железных дорог, статистические научные исследования на тему восприятия цветов, оценивалась маркость тканей разных флюоресцентных расцветок, стойкость к ультрафиолету и циклическим стиркам.
Считается, что оранжевый проще и даже быстрее заметить в яркую солнечную погоду, в дымке, на фоне заснеженного пейзажа.
Как итог, сигнальный цвет железных дорог Великобритании – только сигнальный оранжевый!
Но и здесь есть свои особенности. Цвет, заданный RIS-3279-TOM, жёстче, строже, с определёнными цветовыми координатами.
Чтобы ограничить это действие определённым оранжевым цветом и предотвратить выбор цвета на красном конце спектра, а также выявить точное соответствие цветности, координаты для цвета указаны как флюоресцентный оранжевый, X:0.588, Y:0.371 с коэффициентом яркости не менее 0,4 (для справки: терминология и методология подробно рассмотрены и пояснены ГОСТ 12.4.281-2014).
Допустимые отклонения по цвету указаны в стандарте EN ISO 20471. Однако для коэффициента яркости не существует допусков. В документе RIS-3279-TOM также указывается на необходимость использования светоотражающих материалов, фотометрические и физические характеристики которых соответствуют стандарту EN ISO 20471.
При этом одежда может менять цветность при стирке и общем износе, чему способствует изначально заложенный запас допуска, что помогает одежде в процессе естественного старения продолжать соответствовать требованиям.
Стандарт RIS-3279-TOM сам по себе не является основой для сертификации, но должен использоваться в дополнение к требованиям стандарта EN ISO 20471. В стандарте RIS-3279-TOM также нет официальных пиктограмм для маркировки одежды.
Соответствие требованиям этого стандарта обеспечивается собственными мерами контроля производителя одежды: фотометрическими, спектроколориметрическими, спектрорадиометрическими методами и методом фотоэлектрической колориметрии.
Практика
Стандарт основан на общей оценке рисков, связанных с условиями труда для тех, кто работает на линии или вблизи неё в Великобритании. На основе общей оценки рисков критерии стандарта RIS-3279-TOM предъявляют дополнительные требования к одежде повышенной видимости, которая уже сертифицирована по стандарту EN ISO 20471.
Это стандарт высокой доступности, который применяется только в железнодорожной отрасли Великобритании, в отличие от других стандартов EN, распространяющихся по всему ЕС. Парадоксально, но многие потребители стран ЕС применяют спецодежду, изготовленную по британскому стандарту RIS-3279-TOM: он строже, но строгость эта и понятна, и целесообразна – она работает на защиту персонала.
Крупные производители этого типа спецодежды
Есть крупные производственные компании, которые специализируются на поставках железнодорожной спецодежды, выполненной по требованиям RIS-3279-TOM, – это Leo, Pulsar, Portwest, Lyngsoe и многие другие (кстати, не только британские!), предлагающие отдельные линейки. Рынок конкурентный, насыщенный инновационными продуктами, велико разнообразие предлагаемых типов, и их совершенствование не прекращается.
Для наглядного информирования мы решили показать разнообразие моделей, структурируя их по сезонам и особо выделяя специфические решения. Система, принятая практически во многих странах, – набор слоёв по необходимости (базовый слой, слой или несколько слоёв утепления, наружный слой, как правило, защищающий от загрязнения, непогоды, ультрафиолетового излучения).
Сложные модели способны сочетать несколько защитных функций (о том, что такое multinorm) – о них мы расскажем подробнее в финале этого обзора.
В целом по академическому принципу – «от простого к сложному»!
Лето
Современную летнюю одежду невозможно представить без практичных футболок, футболок-поло, рубашек-поло с длинным рукавом.
Здесь и далее в подписи под изображением первым идёт название компании-производителя, затем – название модели, выполненной в стандарте RIS-3279-TOM. У вас есть возможность по названию найти в интернете исчерпывающую информацию о модели.
Рубашка-поло с длинными рукавами примечательна тем, что выполнена из материала, обеспечивающего защиту от пореза (Cut Resistant). При ремонте путей, оборудования и подвижного состава возникает потребность во многих операциях, связанных с перемещением деталей, металлического листа, тросов и т.п., и защита от пореза – ценный плюс. Также полезными деталями являются трикотажные манжеты, не допускающие загрязнение, попадание пыли в пространство под рукавом и помогающие в сопряжении с рабочими перчатками. Также – и мы увидим это ещё не раз – в наличии удлинённая спинка, необходимость в которой продиктована спецификой работы. Железнодорожное полотно необходимо чинить, часто это замена деталей, к которым надо нагибаться. Согнутая фигура? Поясница не должна оголяться при наклоне, для чего и предусмотрено удлинение.
Для того чтобы быть уверенным в стойкости сигнальной окраски в течение продолжительного времени с постоянными, циклическими стирками, практически все производители массово предлагают летнюю сигнальную одежду из полиэфирных тканей.
Железную дорогу невозможно представить без сигнального жилета.
На просторах интернета можно найти немало конструкций, выполненных в требованиях RIS-3279-TOM.
Три модели в целом похожи, но есть возможность выбрать целесообразную опцию.
Слева – модель Warrior: много карманов, петля для рации, защищённое окошко для пропуска (бейджа). Модель Pulsar – в центре: на молнии, приталенная собранными резинками, адресована женщинам. Модель справа – Leo. Здесь главная особенность – два ряда кнопок. В холодное время, когда вы наденете несколько слоёв утепления, застёжка может не сойтись, именно для этого, с отступом в 7,5 см, предусмотрен ещё один ряд ответных кнопок застёжки.
Рабочие брюки для британских железнодорожников в этой подборке отображают современные тренды.
Слева – сигнальные рабочие брюки бренда Leo. Форм-фактор – джоггеры (о тренде и даже моде на этот тип брюк мы писали не раз). Трикотажные, тянущиеся (в состав входит Lycra), из плотного футера, с накладками на коленях в цвет из прочной ткани Cordura. Манжеты снизу – приятное облегание и дополнительная защита от загрязнений, с ними брюки не задираются, не трепещут на ветру.
В центре – прямые брюки, из тянущейся ткани, с набедренными карманами с клапанами.
Справа – модель с анатомическим кроем, также из тянущейся ткани, с карманами на влагозащитных молниях, со встроенным удобным поясом.
Все три модели объединяет ещё и новое технологическое решение: ткани для их производства получены из переработанного пластика (новое осмысление бережного хозяйствования пробивает дорогу и в России).
Демисезон, промежуточный слой
Базовый слой в прохладную погоду – термобельё (в этом обзоре его не рассматриваем, это целая галактика решений – потовпитывающих, быстросохнущих, с противодействием накоплению запаха и т. д.).
Становится холоднее? Базовый слой дополняется свитерами, пуловерами, кофтами, куртками, выполненными в требованиях RIS-3279-TOM. Флис, софтшелл, стёганые сборки со слоем утеплителя.
Обратите внимание на особую модель в центре нижнего ряда – Pulsar Body Warmer. Носится самостоятельно, может выступать слоем утепления, надеваться под парку. При этом парку можно носить, не застёгивая, – и в то же время фигура будет обозначена достаточной площадью флуоресцентного оранжевого.
Влагостойкая одежда
Железнодорожное сообщение работает круглый год, 24/7. Осуществлять необходимые работы по всем регламентам ремонта, строительства, реконструкции, аварийным мероприятиям приходится, невзирая на погоду. Но с её учётом необходимо иметь в арсенале надёжную и эффективную спецодежду, позволяющую работать и под дождём, и в шторм, и при быстрой смене погодных условий.
По Дарвину, человек стал человеком, научившись приспосабливаться к изменениям, а сегодня эволюция затрагивает и модели влагостойкой спецодежды.
На фото: слева – влагостойкий анорак Regatta. Что даёт его форм-фактор? В производстве технологически проще, проще и в уходе, дешевле (меньше швов, короче молнии).
На практике же одевается через голову, как свитер, что не всем может быть удобно. Уютнее – меньше продувается. Для молодой, активной аудитории пользователей. Зачастую применяется рабочими, занимающимися расчисткой полосы у железной дороги от кустарника и деревьев.
Справа – влагостойкая куртка Yoko. Хорошо видна удлинённая спинка.
На фото: слева – ещё один анорак, бренд Yoko. Обращает на себя внимание сильно удлинённая спинка, молнии, встроенные в ткань при помощи ультразвуковой сварки (так достигается высокая производительность, герметичность, стабильность скрепления, к тому же возможность декоративной отделки по контуру окантовкой термотрансферного световозвращающего материала).
Справа – куртка Portwest с контрастной тёмной отделкой марких зон. Особенность обеих курток для непогоды в особом покрое краёв рукавов. Над костяшками пальцев по кулаку край скроен дугообразно: даже если руки в перчатках, так комфортнее, необычная защита от ветра, промокания. Ничто не отвлекает – можно работать без заминок и продуктивнее.
На фото: три модели сигнальных брюк и полукомбинезон на эластичных регулируемых лямках от бренда Pulsar. Модели пропускают воздух, водонепроницаемый полиэстер ламинирован полиуретаном.
Брюки с эластичным поясом с изменением погоды легко и быстро надеваются поверх обычной одежды. Общее – конструктивные узлы по низу штанин. Предусмотрены молнии, облегчающие надевание брюк поверх обуви.
На фото: в заключение обзора влагостойкого сегмента в качестве примера предлагаем куртку оригинального современного покроя. В ней обращают на себя внимание две молнии на воротнике – в зависимости от погоды, ветра и осадков молнии можно приоткрывать в различных комбинациях. Интересна и отделка молний. Центральная молния двухходовая (вопрос туалета).
Без нарушения требований стандарта в дизайне куртки применены термотрансферные световозвращающие полосы шире 50 мм (требование стандарта) и наклонный дизайн размещения полос. Как результат – выше площадь световозвращающего материала, выше видимость в сумерках и при недостаточном освещении. Предусмотрена отделка световозвращающим материалом по плечам, – работая в наклоне (с лопатой, домкратом, дисковым резаком), человек даже в такой позе остаётся видимым.
Зима
Холода крепчают? При температурах ниже нуля необходимы целесообразные модели спецодежды, позволяющие эффективно работать.
На фото: «старшие» модели утеплённых парок Pulsar с притачным утеплителем (слева) и со съёмным утеплителем (справа), которые представляют собой аккуратную куртку, разбираемую до утеплённого жилета. Далее его можно разделить на утеплённый жилет и чехол – самостоятельный сигнальный жилет. Набор «всё своё ношу с собой», 7-в-1 в железнодорожной специфике.
Коротко для понимания типологии упомянем, как в Британии решается утепление в пору сильных холодов.
На фото: утеплённый подклад-комбинезон с утеплителем 3M™ Thinsulate™ G100 для максимального сохранения тепла. Стёжка, качественная молния YKK®.
Точки крепления к одежде верха на щиколотках, манжетах и задней части шеи для более точной посадки. Трикотажные хлопковые манжеты и щиколотки для дополнительного комфорта.
Огнестойкая (мультинорм)
Передовой авангард спецодежды для железнодорожников – одежда, созданная в концепции multinorm. Такая одежда, помимо сигнальной расцветки, имеет защиту от кратковременного воздействия открытого пламени, нефти, масел, жиров, статического электричества, в некоторых вариациях сочетает защиту от сварки, воздействия электрической дуги.
На фото: жилет (слева) без рукавов AZTEC® Lavan, огнестойкий (FR) и антистатичный (AS), что делает его пригодным для использования во взрывоопасных средах, на участках заправки и раздачи ГСМ. Справа – версия с рукавами, обеспечивающая большую площадь покрытия защиты от пламени.
На фото: модель костюма multinorm от бренда Lyngsoe, выполненная в требованиях RIS-3279-TOM. 98 процентов – полиэстер, 2 процента – углеродная сетка Kronotex для антистатики, ткань плотностью 270 г/м2. Защита от термического воздействия электрической дуги ATPV 12 ккал/см2. Дышащая, ветро- и водонепроницаемая куртка с проклеенными швами. Защита от растворов активных химических веществ. Позволяет проводить сварочные работы.
На фото: модель костюма multinorm от бренда Eagle. Аналогична предыдущей, но защита от дуги вдвое выше – ATPV 24 ккал/см2.
На фото: унисекс-комбинезон multinorm GORE-TEX PYRAD®. ATPV 42 ккал/см2.
Эта инновационная одежда из дышащей влагостойкой ткани обеспечивает чрезвычайно высокий уровень огнестойкости, защиту от дугового разряда, антистатическую защиту и отличную видимость, при этом она лёгкая и удобная благодаря эргономичному дизайну.
Двухслойная ткань GORE-TEX PYRAD® – на 99,4 процента из полиэстера и на 0,6 процента из карбона плотностью 215 г/см2 с мембраной ePTFE и подкладкой на 50 процентов из арамида и на 50 процентов из вискозы FR.
Выгода одежды GORE-TEX PYRAD® в том, что она на 20 процентов легче, чем любая другая одежда с защитой от дуги этой категории, это позволяет её пользователям работать длительное время на открытых пространствах во время сильной непогоды.
Узкоспециализированная (multinorm)
Железная дорога прокладывается в меняющихся ландшафтах, от урбанистического до дикого, необузданного, такого, как первозданная природа. За путями необходимо следить: стоит хотя бы сезон «не прикладывать рук», природа возьмёт своё новой порослью, разросшимися кронами деревьев, которые могут мешать проезду, задевать провода контактной сети на ветру. За дорогой необходимо следить, и этим занимаются специально подготовленные люди.
Именно для них разработана уникальная одежда в концепции multinorm – сигнальная, влагостойкая, с защитой от воздействия цепной пилы.
На фото: брюки Arbortec® Breatheflex Pro® professional для работы с цепной пилой. Оранжевого цвета, класс 1, тип C, RIS-3279-TOM, одобренные для использования на сетевых железнодорожных линиях.
Брюки выполнены из эластичного материала, стойкого к истиранию, с усилением на коленях и щиколотках. Вставка в промежности выполнена из инновационной эластичной ткани на базе кевлара, обеспечивающей прочность, максимальную свободу движений и гибкость.
Брюки Breatheflex chainsaw оснащены совершенно новой противопильной подкладкой, которая обеспечивает непревзойдённый комфорт и не задерживает опилки и пыль на внутренней стороне брюк. Защита брюк конструкции C (защита от пилы на передней и задней поверхности ног) соответствует классу 1 (20 м/с).
Женская одежда
И ещё одно направление, которое, вероятно, не настолько хорошо проработано в нашей стране. Вопрос гендерного равноправия в спецодежде? Обсудим.
Для работниц железных дорог компании, серьёзно занимающиеся рабочей одеждой, предлагают полную гамму типовых решений.
Летняя, лёгкая? Всё то же самое, что и для мужчин, но с вниманием и деликатностью к потребностям женщин. Тонко прорабатывается подбор и сочетание материалов, их свойств и характеристик. Крой учитывает особенности анатомии и свободы движений. Предлагается даже защитная одежда для беременных работниц!
Огнестойкая, multinorm, разнообразная стильная зимняя одежда – всё для того, чтобы выбор был наиболее осознанный!
На фото: утеплённая женская модель – парка Pulsar. Оригинальный силуэт, высокое качество исполнения. Соответствие RIS-3279-TOM.
Ветро- и водонепроницаемая двухслойная полиуретановая ткань GRS, состоящая на 70 процентов из переработанного полиэстера. Центральная водонепроницаемая двухсторонняя молния, сегментированная термотрансферная светоотражающая лента толщиной 7 см с дополнением узкой лентой в 2,5 см на плечах.
Съёмный регулируемый капюшон, совместимый с защитной каской.
Утеплитель – Thermolite® 200 г/см2, состоящий на 35 процентов из переработанного полиэстера (повторно переработанных бытовых отходов).
Финальные титры
Обратите внимание: нет ничего вечного и незыблемого, всё меняется. И тем более всё меняется в нынешнюю эпоху бурного роста технологий, расширения баз знаний, вариантов для сопоставления.
Надеемся, представленная подборка расширит кругозор и понимание взаимосвязей, поможет в вашей повседневной работе, позволит начать собственные проекты по новым моделям.