Современный технологический прогресс предоставляет людям и предприятиям много вариантов сервисов и платформ для хранения, сбора и анализа информации о различных процессах и событиях в режиме реального времени. Постепенно виртуальное «владение цифрой» начинает влиять на реальный мир при помощи технологий Iiot, что означает Industrial Internet of Things – промышленный «интернет вещей».
Эти изменения не могли не коснуться такой глобально значимой отрасли как железнодорожное сообщение.
Что уже существует и работает?
Технологии индустриального уклада 4.0 постепенно и планомерно проникают в рутинные процессы железной дороги, меняя инфраструктуру. Возможно, мир машин вскоре будет объединен в единую сеть технического интернета.
В качестве показательных примеров можно привести технологии, которые уже реализованы.
Например, оснащение специальными RFID-этикетками железнодорожных грузов.
Выгоды простые и понятные: отслеживание грузов, точный учет времени прибытия, рациональное управление ресурсом погрузо-разгрузочной инфраструктуры, интермодальных перевозок, повышение эффективности.
Другая возможность – новые способы отслеживания работоспособности механизмов, агрегатов, механических, гидравлических, электрических систем. Такие технологии внедряет немецкая Siemens.
Это самотестирующиеся системы.
Датчики по беспроводному каналу связи передают данные об износе, дефектах, сбоях, поломках – любых изменениях в работоспособности систем, что помогает быстро реагировать, не дожидаясь катастрофических последствий.
Но эти решения связаны с машинами и грузами. А что делается для людей, работающих в опасных условиях?
Носимые устройства и умные СИЗ: для чего они нужны
На железной дороге применяются довольно продвинутая рабочая одежда и средства защиты. Гетсиз.ру писал об этом.
Сфера здоровья и безопасности развивается. Законодательные органы все выше и выше поднимают планку в отношении минимальных требований к обеспечению условий работы персонала. Потенциал возможных нововведений также велик. Все большее число различных вспомогательных систем стало доступно для сбора, представления данных, аналитических алгоритмов, позволяющих принять оптимально верное решение.
Британская компания Eleksen проанализировала риски, возникающие на железной дороге.
Железнодорожный сектор характеризуется как отрасль высокого риска для рабочей силы.
Травматизм и даже гибель рабочих могут происходить из-за:
- риска столкновений;
- уязвимости к поражению электрическим током;
- воздействия сложных условий окружающей среды;
- смещенного графика и работы в неурочные часы (например, по вызову вне графика на происшествие).
Платформа Eleksen Connected worker обеспечивает мониторинг подвижного состава в реальном времени и позволяет получать оповещения о поездах, сигналы SOS от сотрудников, и долгосрочный мониторинг гигиены труда для повышения безопасности работников железнодорожного транспорта.
Использование системного ограждения вокруг путевого рабочего и подвижного состава (организуемое настроенными на определенное расстояние датчиками обнаружения) ставит защитный контур вокруг железнодорожного рабочего. В режиме реального времени работнику, поезду и диспетчерскому пункту отправляются предупреждения о происходящих изменениях.
Система предупреждения о приближении на опасно близкое расстояние обеспечивает оповещение как для рабочих, так и машинистов.
Умные СИЗ, разработанные Eleksen, используют рабочую одежду Pulsar в качестве базовой платформы. Средства индивидуальной защиты имеют 3 способа оповещения:
- проблесковыми маячками, расположенными на груди;
- звуковым сигналом;
- с помощью панели вибрации, подающей контактный сигнал (важно при высоких уровня шума).
Системы предупреждения о приближении быстро интегрируются и в другие производственные площадки, оказываются неоценимыми для снижения риска столкновений и инцидентов, связанных с ошибками, обусловленными человеческим фактором. Их можно прикрепить к множеству машин: от экскаваторов до подъемных кранов.
Другая британская компания Dual Inventive разрабатывает технологические продукты для безопасной работы в железнодорожной инфраструктуре.
Эти системы используют беспроводную технологию. В основу их работы положена оригинальная разработка компании – платформа MTinfo 3000. Устройство позволяет при помощи беспроводной технологии сравнивать местоположение движущихся поездов и выходящих на пути рабочих.
В основе системы умные СИЗ – каски с блоком связи и сигнальным прибором. Кроме того, в составе системы есть два ультразвуковых блока обнаружения, которые устанавливаются на удалении от участка работ.
С помощью ультразвука, так же, как это делают летучие мыши, блок обнаружения определяет движущиеся объекты и сообщает сигналом, поступающим на каску.
Умная каска предупреждает рабочего, находящегося в опасной зоне, вибрацией и световым сигналом о приближении поезда.
Каска имеет функцию GPS, поэтому работающих на путях можно отслеживать в реальном времени на мониторе в офисе управления. Система разработана в соответствии с европейским законодательством и имеет сертификат Dekra Rail.
Возможность доступа, контроль времени пребывания в опасных условиях, возможность принять дополнительные меры, повышающие уровень безопасности – все это служит снижению травматизма и созданию благоприятных условий для высокоэффективной работы.
Особо необходимо подчеркнуть возможность быстрого информирования в форс-мажорных обстоятельствах.
Станут ли подобные решения востребованными?
То, что внедряется сейчас, – пока только единичные попытки, которые упираются в обычную инертность мышления: зачем что-то менять, когда и так все работает? Однако выгоды, которые сулит внедрение новых приемов работы, перевешивают сомнения.
Объективный аргумент: в Японии, например, принята программа развития Socium 5.0 – социально-экономическая и культурная стратегия развития общества, основанная на использовании цифровых технологий во всех сферах жизни.
Создание концепции «Общество 5.0» стало ответом Японии на стратегии других стран в продвижении их инициатив по собственному видению долгосрочного развития, сохранения или завоевания лидирующих позиций в мировой экономике. Например, стратегия High-Tech Strategy 2020 в Германии использует новейшие технологии, включая индустриальный “интернет вещей” в обрабатывающей промышленности. В США стратегия Industrial Internet предполагает создание комплексного решения, объединяющего информационные процессы с производственными.
Работа американского художника-графика Mike Winkelmann.