По прогнозам некоторых российских производителей спецодежды, полная автоматизация отрасли произойдет лет через десять. Пока разработчики трудятся над «умными» машинами, которые заменят швей, в технологически продвинутых местах планеты автоматизируют сопутствующие процессы. Например, японская компания Fast Retailing, которой принадлежат бренды Uniqlo, Theory и Helmut Lang, практически заменила людей роботами на своем главном складе.
Автоматизировать склад в Токио Fast Retailing пришлось не от хорошей жизни. Компания продает около 1,3 млрд предметов одежды в год. При серьезном дефиците персонала, вызванным стремительным старением нации, – люди в возрасте от 65 лет составляют 28% населения Японии, – обработка такого количества товара превращается в непосильную задачу.
«Нанимать работников становится чрезвычайно сложно, намного сложнее, чем все думают, – говорит исполнительный вице-президент Fast Retailing Такуя Джимбо. – Выживают только те компании, которые могут обновить бизнес-модели».
Производитель заменил роботами 90% работников флагманского склада. Роботы сортируют одежду по сезонам, размерам и цветам, складывают и упаковывают для отправки заказчикам. Раньше это могли делать только люди. Впрочем, есть и проблемы: автоматы пока не умеют упаковывать ремни для брюк и работать с бумажными пакетами.
Проект по роботизации Fast Retailing осуществляется вместе с японским стартапом Mujin. Компании заключили соглашение о партнерство в ноябре 2019 года. Владелец Uniqlo считает роботизацию складской работы первоочередной задачей. В планах компании – в самое ближайшее время полностью автоматизировать свои склады по всему миру.