Эксперты рынка СИЗ комментируют Постановление Правительства РФ от 26 октября 2017 года №1299 «Об актуализации перечней иностранных товаров лёгкой промышленности, в отношении которых установлены ограничения допуска к закупкам для государственных нужд». В соответствие с этим постановлением перечни товаров лёгкой промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств Евразийского экономического союза), государственная закупка которых не допускается, дополнены защитной огнестойкой одеждой.
В России запретили госзакупки огнезащитной одежды иностранного производства ?
Это позволит увеличить загрузку российских предприятий лёгкой промышленности, будет способствовать их развитию, модернизации, созданию новых рабочих мест, увеличению доли отечественных товаров лёгкой промышленности на внутреннем рынке — сообщает сайт правительства.
Евгений Шувалов, эксперт рынка СИЗ:
Новые изменения, принятые правительством, касаются только компаний, осуществляющих закупки в соответствие с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Основными потребителями огнестойкой спецодежды, среди организаций проводящих торги по 44-ФЗ, являются Минобороны, МЧС и Федеральная противопожарная служба. Также с 1 января 2017 года правительство обязало государственные унитарные предприятия и муниципальные унитарные предприятия проводить торги по 44-ФЗ.
Данные изменения не коснутся таких крупных потребителей огнестойкой одежды как ПАО «Россети», ПАО НК «Роснефть», ПАО «Газпром», ОАО «РЖД» и др. Данные компании проводят торги согласно 223-ФЗ.
В последнее время, в различных госкопаниях при проведении торгов, возникали споры, считать ли ткани и спецодежду произведённые в странах СНГ иностранными или нет. Особенно страдал от такой неопределенности крупнейший белорусский производитель тканей для спецодежды — ОАО «Моготекс».
В новом постановлении Правительства РФ чётко отражено, что ткани и спецодежда произведённые на территории Евразийского экономического союза, куда входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизстан и Армения, не являются продукцией иностранного происхождения.
В целом постановление направленно на поддержание российской лёгкой промышленности, но все-таки поддержка отрасли через полный запрет на использование импортных тканей и спецодежды для государственных нужд видится не лучшим вариантом. Такие запреты могут привести к увеличению стоимости и снижения качества спецодежды из-за отсутствия конкуренции.
Более перспективным мерами поддержки было бы увеличении ввозных пошлин на иностранные ткани и спецодежду, а не полный запрет к поставке для государственных нужд. Например, Турция — один из мировых лидеров в производстве товаров лёгкой промышленности — через ввозные пошлины стимулирует местное производство.
Василий Яременко, эксперт в области обеспечения СИЗ:
Никогда такого не было, и вот опять! Очень жаль что политика вмешивается в обеспечение качественной спецодеждой работников предприятий в РФ. Мы уже были свидетелями таких процессов в советское время. Но хочу напомнить, что применение высококачественных тканей ведущих мировых производителей для спецодежды работников российских нефтегазовых компаний (в частности для ТНК-ВР) положили основу для развития данного рынка 7-9 лет назад. Это премиальные продукты на рынке тканей для спецодежды в мире и в РФ.
Рынок спецодежды, обуви и СИЗ для промышленных предприятий во всем мире — вне политики, как и охрана труда, ведь приоритет — человеческая жизнь и здоровье рабочих. А мы, к сожалению, поставили эту высокотехнологичную продукцию на уровень импорта крупного рогатого скота и устриц из стран санкционного списка. Любые инновации в этой сфере возможны только в рамках международного сотрудничества и, уверен, что так и будет в 2018-2020 годах.