Четверг, 15 мая, 2025
  • Login
ГЕТСИЗ.РУ
No Result
Смотреть все результаты
  • Новости
    • В России
    • В мире
    • Новинки СИЗ
    • Регулирование
    • Торги и закупки СИЗ
  • Маркировка
    • Спецобувь
    • Cпецодеждаnew
  • Обзоры
    • Спецодежда
    • Спецобувь
    • Другие СИЗ
  • Интервью
    • Производители СИЗ
    • Охрана труда
  • Поставщики
  • Рынок СИЗ
    • Аналитика рынка СИЗ
    • Нормативная документация
  • События
    • События
    • Выставки и конференции
  • История СИЗ
Гетсиз.ру
  • Новости
    • В России
    • В мире
    • Новинки СИЗ
    • Регулирование
    • Торги и закупки СИЗ
  • Маркировка
    • Спецобувь
    • Cпецодеждаnew
  • Обзоры
    • Спецодежда
    • Спецобувь
    • Другие СИЗ
  • Интервью
    • Производители СИЗ
    • Охрана труда
  • Поставщики
  • Рынок СИЗ
    • Аналитика рынка СИЗ
    • Нормативная документация
  • События
    • События
    • Выставки и конференции
  • История СИЗ
No Result
Смотреть все результаты
Гетсиз.ру
Главная В мире

Защитная экипировка пилотов «Формулы-1»

Спецодежда высоких скоростей и технологий.

Евгений Рымарь Евгений Рымарь
19.07.2019
A A
Экипировка пилотов Формулы-1
16.8k
просмотров

«Формула-1» (F-1) – высший класс гонок на автомобилях с открытыми колёсами, санкционированный Международной автомобильной федерацией FIA.

Чемпионат мира проводится каждый год и состоит из отдельных этапов (имеющих статус Гран-при). В конце года выявляется победитель чемпионата. В F-1 соревнуются как отдельные пилоты, так и команды.

В F-1 постоянно рождаются оригинальные технические решения, что ведёт к прогрессу как гоночных болидов, так и дорожных автомобилей.

F-1 является сложным и очень опасным техническим видом спорта, поэтому здесь пристальное внимание уделяется безопасности пилотов.

Основные риски «Формулы 1»

Правила безопасности определяет FIA (Международная автомобильная федерация). Федерация разрабатывает и регламент тестов.

Экипировка пилотов Формулы-1

Это серьезная и методичная работа, где оцениваются все возможные риски и их взаимное влияние, принимается во внимание накопленный опыт предыдущих поколений, используются современные прогностические возможности и системы анализа и вырабатываются требования к защитным мероприятиям.

Рассмотрим наиболее значимые угрозы.

Перегрузки в «Формуле-1» одни из самых высоких в технических видах спорта.

В некоторых поворотах пилоты испытывают до 4–5g. Не все люди способны выдержать даже прямые перегрузки в 4g, не говоря о боковых, которые воспринимаются значительно сложнее.

Перегрузки на торможении, достигающие 5g, иногда приводят к отслоению сетчатки глаз – профессиональному заболеванию гонщиков F-1. Кроме них такие же перегрузки (на торможении) испытывают лишь пилоты палубной авиации при посадке.

Экипировка пилотов Формулы-1

Учитывается и то, что перегрузки воздействуют и при развитии аварийных ситуаций.

Экипировка пилотов Формулы-1

Опыт аварий предыдущих сезонов детально рассматривается, анализируется, методично прорабатывается для минимизации урона здоровью пилотов.

Экипировка пилотов Формулы-1

Удар, механическое воздействие, опасность поражения обломками и осколками – дополнительные факторы, требующие целого перечня мер противодействия со стороны инженеров и технологов.

Пожар. Пожароопасные ситуации могут возникнуть при заправке автомобиля на пит-стопах (технических остановках машины во время гонки для выполнения заправки топливом, смены шин), и это особенно опасно из-за скопления автомехаников вокруг автомобиля в этот момент.

Экипировка пилотов Формулы-1

Пожар болида «Бенеттон» соревнований 1994 года. Механик, выходящий из огня в паддоке. Гран-при Германии, Хоккенхаймринг.

Еще один опасный сценарий – пожар вследствие аварии. В этом случае необходимо максимально быстро эвакуировать пилота из машины.

Резкая смена освещенности – казалось бы, малозначительный фактор, но в гонках, например, в условиях города (есть и такие) при выезде из тоннеля на ярко освещенный солнцем участок может произойти дезориентация, особенно на экстремально высоких скоростях.

Загрязнение защитного визора шлема – проблема из того же разряда.

Так как всегда воздействует повышенный нагрев от двигателя, существует опасность обезвоживания пилота.

Экипировка пилотов Формулы-1

В этом обзоре мы рассматриваем лишь основные элементы экипировки. Но стоит учитывать, что на безопасность работает и влияет огромное количество связанных факторов: прочность кокпита и его отделка, дуги безопасности, характеристики рулевого колеса и подголовника ложемента (кресла пилота особой формы), настройки подвески и характеристики шин, прочность страховочных тросов, не позволяющих колесам ударить пилота по голове в ситуации катастрофического разрушения болида, и еще много чего.

Экипировка пилота «Формулы 1»

Обеспечивать комфорт пилотам болидов в течение всей двухчасовой гонки, а также максимально обезопасить их в случае возникновения аварийных ситуаций, помимо технических характеристик самих гоночных болидов, призвана экипировка спортсменов.

Экипировка пилотов Формулы-1

Схема обмундирования пилота «Формулы 1».

Комбинезон

Яркие комбинезоны изготавливаются из материала Nomex, обладающего уникальными огнестойкими и прочностными характеристиками.

Экипировка пилотов Формулы-1

На один сезон пилоту по регламенту требуется порядка 20 таких комбинезонов. При малейшем повреждении, надрезе, надрыве, зацепке, локальном возгорании комбинезон подлежит замене.

Комбинезон пилота «Формулы-1» должен выдерживать температуру порядка 800°С в течение 12 секунд. Он рассчитан на то, чтобы за 30 секунд пилот мог покинуть зону огня, не получив никаких повреждений.

Комбинезон создается по точным индивидуальным меркам, посадка подгоняется до состояния «второй кожи».

Шлем

Шлем – это практически единственная защита для головы пилота. Также он служит отличительным признаком данного пилота, помогающим публике и комментаторам узнать его во время гонки.

Экипировка пилотов Формулы-1

Шлем также играет существенную аэродинамическую роль. Область шлема – одна из наиболее турбулентных зон в болиде F-1, и поэтому одной из задач для производителей шлемов, таких как Schuberth и Bell, становится уменьшение этого нежелательного побочного эффекта (компания Schuberth – хорошо известный производитель в сфере охраны труда, выпускающий высококачественные шлемы для металлургов и пожарных).

Проектировщики шлемов не должны забывать также о вентиляционных отверстиях для дыхания, обеспечении доступа воды для питья во время гонки и многом другом. Помимо прочего, говоря об особенностях шлема, нужно самое серьезное внимание уделять и комфорту пилота. Голова пилота находится в непосредственной близости от двигателя, поэтому шлем должен защитить от сильного шума во время гонки и обеспечить возможность максимальной концентрации пилота. Для каждого пилота шлем делается индивидуально, под заказ.

В то время как мотоциклетный сконструирован из трех слоев – набивки, внутренней и внешней оболочки – шлем гонщика F-1 состоит из 17 слоев.

Использование углеволокна делает защитный шлем экстремально легким. Его вес не превышает 1,25 кг, но при этом он может выдерживать большие нагрузки. Преимущества легкого шлема очевидны: он снижает нагрузку на шейные мышцы, особенно на участках трассы, где высоки перегрузки. При изготовлении каркаса шлема склеивают несколько слоев углеродного волокна, после чего заготовку помещают в автоклав, где отдельные части спекаются под воздействием высокого давления и температуры.

Ответственные элементы, на которые приходится наибольшая нагрузка – нижняя часть шлема и контур забрала – укрепляются алюминиевыми и титановыми вставками. Внутренняя обивка состоит из двух слоев огнестойкого материала Nomex.

Система вентиляции сконструирована таким образом, чтобы обеспечивались постоянная вентиляция и снабжение воздухом для дыхания. Фильтры очищают воздух от моторного масла, сажи, пыли.

Благодаря проектно-конструкторским решениям уровень шума в шлеме удалось понизить до 100 дБ, что существенно облегчает общение пилотов со своими инженерами.

Экипировка пилотов Формулы-1

Даже в самых сложный ситуациях гонщику необходим хороший обзор, который возможен благодаря забралу толщиной всего в 3 мм.

Забрало изготавливается из огнеупорного поликарбоната и обеспечивает комфорт для глаз.

Тонировка меняется за миллисекунды, как в очках для солнца. Например, при входе в тоннель на трассе в Монако забрало проясняется, потом снова темнеет за секунду до выхода из тоннеля. Благодаря этому гонщик не рискует быть ослепленным дневным светом.

Экипировка пилотов Формулы-1

Специальные сменные пленки позволяют поддерживать визор прозрачным.

Забрало шлема выдерживает бомбардировку мелкими частицами со скоростью 500 км/ч, при этом частички не проникают глубже, чем на 2 мм, и не могут повредить поверхность забрала.

Белье

Экипировка пилотов Формулы-1

Фуфайка с длинным рукавом, кальсоны, носки. Они обеспечивают дополнительную защиту в случае пожара. Изготавливаются из огнестойкого Nomex — материала, который имеет отличную тепловую и химическую защиту.

Перчатки

Экипировка пилотов Формулы-1

Перчатки с длинной манжетой покрыты двумя слоями материала Nomex. Внутренний слой выполнен из кожи высокого качества. Накладки особой формы нужны для надежного захвата. Шьются по меркам пилота, влияют на точность манипуляций и, соответственно, на результаты. А счет в F-1 идет на сотые доли секунды!

Обувь

Ботинки пилотов изготавливаются из кожи, а затем так же обтягиваются огнестойким материалом Nomex. Для большей безопасности и защиты от ударов в кокпите такие ботинки имеют протекторы из вспененного полимера и подошву из нескользящей резины.

Экипировка пилотов Формулы-1

Надо ли говорить, что при настолько ответственных задачах обувь пилотов изготавливается по индивидуальной мерке?

Ремни безопасности

Гонщики F-1 пристегиваются в кокпите 6-точечными ремнями безопасности, так же, как и пилоты истребителей.

Экипировка пилотов Формулы-1

Два плечевых ремня, два поясничных и два на ногах, чтобы предотвратить сползание пилота при фронтальном ударе, дают гонщику полную свободу действий в управлении болидом.

Так как кокпит не обладает большим пространством, и гонщик сидит в нем достаточно плотно, ему необходима помощь со стороны механика для того, чтобы пристегнуть ремни. Если ремни не жмут, значит, они недостаточно сильно затянуты.

Экипировка пилотов Формулы-1

Ложемент — кресло гонщика с ремнями безопасности.

Несмотря на это, в экстремальных ситуациях пилот может сам покинуть машину за 5 секунд, отстегнув все ремни, так как их можно расстегнуть одним движением руки. Ремни должны быть достаточно прочными, чтобы защитить гонщика от ударов и внезапных столкновений. Производители ремней безопасности и команды проводят специальные эксперименты, в ходе которых проверяют ремни на прочность и упругость материала.

Застежки и крепления, как правило, изготавливаются из титана.

HANS: особые приспособления, которые не встретить ни в рабочей спецодежде, ни в других видах спорта. 

Экипировка пилотов Формулы-1

HANS – Head and Neck Support (поддержка головы и шеи). Данная система поддержки головы и шеи была разработана в середине 80-х годов доктором Робертом Хаббардом, профессором прикладной биомеханики в виде рабочего прототипа.

По поручению FIA, автор изобретения в сотрудничестве с Mercedes-Benz, адаптировал систему HANS для полулежачего положения гонщика в болиде F-1. Со временем, после многочисленных тестов и усовершенствований, дизайн устройства одобрили практически все, включая FIA, которая приняла решение об обязательном использовании системы HANS для всех гонщиков «Формулы 1», начиная с сезона 2003 года.

Экипировка пилотов Формулы-1

Система поддержки головы и шеи вместе со шлемом гонщика и ремнями безопасности значительно уменьшают нагрузки, воздействующие на голову и шею во время аварии. Это помогает снизить риск травм шеи и головы – самых распространенных при авариях в гонках.

HANS представляет собой своего рода удерживающее ярмо на шее гонщика. Оно состоит из углепластикового коромысла, которое надевается вокруг шеи пилота и опирается на его плечи, проходя под ремнями безопасности.

Экипировка пилотов Формулы-1

Позади шеи оно образует ворот, от которого отходят два прочных ремешка из кевлара, крепящихся по бокам шлема с помощью специальных застежек. Ремешки регулируются таким образом, чтобы пилот мог поворачивать голову достаточно свободно. Когда пилот сидит в кокпите, ремни безопасности подогнаны так, чтобы удерживать систему HANS с двух сторон, это не позволяет воротнику сместиться.
При резком торможении во время аварии пилот подвергается воздействию силы, в 80 раз превосходящей силу тяжести. Голова совершает настолько резкий клевок вперед, что это способно сломать шею пилоту.

В такой ситуации вес головы пилота и шлема может за считанные мгновения возрасти с 7 кг до 560 кг! Система HANS обеспечивает амортизацию этого колоссального напряжения, а также защищает лицо, нос и зубы пилота от ударов о руль и переднюю часть кокпита. При фронтальном ударе туловище гонщика и его голова по инерции устремляются вперед до тех пор, пока это позволяют ремни безопасности. Так как система HANS плотно прижата плечевыми ремнями к плечам гонщика, избыточное движение шлема вперед предотвращается ремешками, пропущенными через ворот устройства. Демпфирующая прокладка внутри шлема надежно фиксирует в нем голову и передает нагрузку отрицательного ускорения туловищу, а через него на плечевые ремни безопасности, таким образом, почти полностью снимая воздействие нагрузки на шею.

Стоит отметить, что стоимость устройства HANS составляет около 2000 долларов. В зависимости от модели оно может быть использовано в любом классе гонок.

Это один из показательных примеров того, как рожденные в недрах F-1 технологии проникают и в другие сферы.

Расцветка костюмов

«Королевские гонки» – не только спорт, но еще и бизнес. Права на трансляцию покупают крупнейшие медийные каналы мира, поэтому и гоночный автомобиль, и ограждения трассы, и специальные места для разворачивания работы команд становятся выгодными рекламными площадями.

Экипировка пилотов Формулы-1

При этом одну из самых высоких расценок имеет реклама на шлеме и комбинезоне пилота. Некоторое время назад в сети промелькнула такая схема:

Экипировка пилотов Формулы-1

Интересный факт: в нулевые годы нашивки на костюме добавляли ему до трети веса.

Все нашивки на комбинезоне пилота также выполнены из материала Nomex и пристрочены огнестойкой нитью. Мелочей нет, внимание уделяется каждой детали и технологической операции.

Обслуживающий персонал, работающий с болидом во время гонки 

У F-1 очень большая аудитория и очень большое сообщество участников.

Инженеры, программисты, механики, комиссары гонки, телеоператоры, пилоты вертолетов, доставляющие операторов к центру событий, водители тракторов и специализированных погрузчиков, терпеливо ожидающие момента помочь восстановить движение в случае аварий, волонтеры на трибунах, пожарная команда, грузчики и перевозчики, врачи, пресс-атташе, девушки, сопровождающие победителей к финишу – у всех свои роли, четко расписанные и определенные.

Экипировка пилотов Формулы-1

Иногда средства защиты необходимы обслуживающему персоналу в минуты триумфа. На снимке брызги шампанского — традиционная часть церемонии награждения победителей.

Технический вид спорта, бизнес, слаженное шоу

F-1 оказывает влияние на многие сферы: аэрокосмические технологии, апробированные в состязаниях, нередко находят применение в массовом производстве автомобилей, пассажирских самолетов и даже железнодорожного транспорта.

«Формула-1» уникальна и тем, что организаторам постоянно приходится сохранять баланс между современными технологиями, способными управлять болидом без пилота, и зрелищностью соревнований, которая исчезнет без участия в них человека. Чтобы не потерять публику, в регламент «королевских гонок» периодически вносятся серьезные изменения, меняющие правила игры, для того чтобы сделать шоу еще более увлекательным и непредсказуемым. Единственное, что остается строго обязательным и неукоснительным к исполнению, – правила безопасности.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (16 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

⌛ Нет времени на web-сайты? Попробуйте наш Telegram и не забудьте про Вк.

Метки: Экстремально

Похожие записи

Бурильщиков «Алросы» оденут в спецодежду якутского бренда

Бурильщиков «Алросы» оденут в спецодежду якутского бренда

Новости Гетсиз.ру
21.09.2023
252

В одежде «Хотугу Таҥас» сочетаются традиции коренных народов Якутии и современные технологии.

Московская компания запатентовала рабочий костюм для экстремальных условий

Московская компания запатентовала рабочий костюм для экстремальных условий

Новости Гетсиз.ру
31.01.2023
487

Модель «Финист» весит всего три килограмма, при этом выдерживает температуру до -50 °C.

Сапоги резиновые «Спасатель» для работников МЧС

Сапоги резиновые «Спасатель» для работников МЧС

Гетсиз.ру
25.04.2021
1k

Томский завод резиновой обуви представил новую модель сапог для спасателей и работников экстренных служб.

Загрузить еще
РЕКЛАМА
Реклама Реклама Реклама
РЕКЛАМА

Популярно на этой неделе

  • 60 крупнейших компаний российского рынка спецодежды и СИЗ 2024 года

    60 крупнейших компаний российского рынка спецодежды и СИЗ 2024 года

    78
    Поделиться 31 Tweet 19
  • Нейросети для дизайна одежды и обуви

    92
    Поделиться 37 Tweet 23
  • Топ-5 креативных западных производителей спецодежды

    302
    Поделиться 121 Tweet 76
  • Лучшие рабочие ботинки на российском рынке СИЗ*

    70
    Поделиться 27 Tweet 17
  • Лучшие легкие защитные перчатки с полимерным покрытием на российском рынке СИЗ

    211
    Поделиться 84 Tweet 52
  • Лучшие одноразовые защитные комбинезоны*

    74
    Поделиться 30 Tweet 19
  • Российские поставщики спецодежды и СИЗ

    538
    Поделиться 221 Tweet 132

Топ-5 на рынке СИЗ

Лучшие рабочие ботинки на российском рынке СИЗ*

Лучшие рабочие ботинки на российском рынке СИЗ*

14.11.2024
3.4k
Ботинки сварщика от «Техноавиа»

Лучшие ботинки сварщика на российском рынке*

05.11.2024
2.3k
Лучшие одноразовые защитные комбинезоны*

Лучшие одноразовые защитные комбинезоны*

24.10.2024
3.7k
Лучшие защитные закрытые очки на российском рынке СИЗ*

Лучшие защитные закрытые очки на российском рынке СИЗ*

10.09.2024
2.6k
Лучшие открытые защитные очки на российском рынке СИЗ

Лучшие открытые защитные очки на российском рынке СИЗ

30.08.2024
3.7k
Лучшие влагостойкие рабочие сапоги

Лучшие влагостойкие рабочие сапоги

15.05.2024
3.3k
Лучшие зимние рабочие ботинки: сравнение двух концепций

Лучшие зимние рабочие ботинки: сравнение двух концепций

24.04.2024
4.3k
Лучшие утепленные рабочие сапоги на российском рынке

Лучшие утепленные рабочие сапоги на российском рынке

12.04.2024
4.9k
Лучшие утепленные перчатки с полимерным покрытием на российском рынке СИЗ

Лучшие утепленные перчатки с полимерным покрытием на российском рынке СИЗ

14.02.2024
5.5k
Лучшие легкие защитные перчатки с полимерным покрытием на российском рынке СИЗ

Лучшие легкие защитные перчатки с полимерным покрытием на российском рынке СИЗ

07.08.2023
10.5k
Лучшие перчатки с полимерным покрытием на российском рынке СИЗ

Лучшие перчатки с полимерным покрытием на российском рынке СИЗ

01.06.2023
8.7k
Май 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  
« Апр    

Гетсиз.ру

Гетсиз.ру в социальных сетях

Карта сайта

Контакты редакции

Адрес, телефон редакции и выходные данные сетевого издания Гетсиз.ру

Реклама на Гетсиз.ру

Обзоры продукции, события, интервью, баннеры

Медиастудия Гетсиз.про

Видеоролики для YuoTube. Видеосъемка и монтаж. Реклама на Гетсиз.лайф

Подписка на Телеграмм-канал

  • Новости
  • Маркировка
  • Обзоры
  • Интервью
  • Поставщики
  • Рынок СИЗ
  • События
  • История СИЗ

© Гетсиз.ру, 2017-2025. При полном или частичном использовании материалов ссылка на Гетсиз.ру обязательна. 16+

Welcome Back!

Login to your account below

Forgotten Password?

Retrieve your password

Please enter your username or email address to reset your password.

Log In
No Result
Смотреть все результаты
  • Новости
    • В России
    • В мире
    • Новинки СИЗ
    • Регулирование
    • Торги и закупки СИЗ
  • Маркировка
    • Спецобувь
    • Cпецодежда
  • Обзоры
    • Спецодежда
    • Спецобувь
    • Другие СИЗ
  • Интервью
    • Производители СИЗ
    • Охрана труда
  • Поставщики
  • Рынок СИЗ
    • Аналитика рынка СИЗ
    • Нормативная документация
  • События
    • События
    • Выставки и конференции
  • История СИЗ

© Гетсиз.ру, 2017-2025. При полном или частичном использовании материалов ссылка на Гетсиз.ру обязательна. 16+